Agrodom93.ru

Агропромышленный комплекс
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что выращивали древние славяне на полях википедия?

Сельское хозяйство древних славян

Что выращивали древние славяне? Это показывают археологические раскопки, которые свидетельствуют о высокоразвитом земледелии славян, причем с использованием различного типа железного инвентаря, для работы в поле и не только. Из сельского инвентаря славяне использовали железные сошники, топоры, серпы, а также изготовляли серебряные украшения, копья, наконечники и удила, из гончарных предметов были глиняная посуда.

Системы земледелия

У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай. Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

Земледелие на Руси

Удобная навигация по статье:

Земледелие Древней Руси

Исследователи быта восточных славян сходятся во мнении, что первыми, кто открыл земледелие были женщины. И именно поэтому культ земли этой этнической группы так тесно связан с женским полом. Согласно их мнению, вынося сор из жилья, люди заметили, что некоторые семена прорастают и начали их культивировать.

Однако, со временем это практичное занятие потребовало больших территорий. Для обеспечения этого мужчины начали расчищать и вскапывать соседние с домом участки, преобразовавшиеся позже в поля, на которых славянами выращивались лён, конопля, а также злаковые культуры, необходимые для приготовления пищи и быта.

Основные системы земледелия Древней Руси

В качестве преобладающий систем земледелия у восточных славян выступали перелог и подсечно-огневая системы. При этом, каждая из этих систем использовалась в определённых климатических и географических условиях. К примеру, подсечно-огневой системой по большей части пользовались в северных районах (например, в Тайге). Её основным отличием выступало то, что славяне сразу в первый год срубали на выбранном ровном участке все деревья и давали им полностью высохнуть. На следующий год древесина сжигалась, а земля перекапывалась, удобряясь с золой. Такое поле давало отличные урожаи несколько лет, после чего его покидали и переходили к другому участку.

А вот так называемый перелог использовался чаще всего в южных областях. Суть его заключалась в освобождении территории от сорняков и её обработки инструментами труда. При этом, действовал тот же принцип «отдыха земли», согласно которому земледельцы переходили на другие территории, оставляя обработанную землю на семь – десять лет. Позже, данный вариант земледелия также назывался пашенным земледелием и с успехом применялся в областях степных лесов.

Какие культуры выращивали на Руси?

Основные культуры, выращиваемые восточными славянами, также полностью зависели от географического положения. Так, в южных областях люди выращивали пшеницу, полбу, а также пшено и гречиху. А вот на севере подготовленные поля засевались яровой пшеницей, озимой рожью, простом, овсом и ячменём.

Со временем земледелие развивалось и уже скоро на территориях Древней Руси стали выращиваться не только злаковые культуры, но и овощи. Наши предки отдавали предпочтение морковке, свекле, брюкве, тыкве, репе и бобовым культурам. Естественно, всё, что выращивал этот народ, употреблялось им же в пищу или использовалось для обеспечения удобства и быта.

Например, коноплю и лён, использовали для производства обуви (лаптей) и тканей для одежд.

Орудия труда древнерусских земледельцев

В тот исторический период земледелие являлось тяжёлым физическим трудом. Поэтому не удивительно, что первые изобретения появились именно в этой сфере быта восточных славян. Ведь для организации быстрой и эффективной работы людям необходимо было орудие, некоторые из которых мы может наблюдать и сегодня у современных огородников и садоводов.

Фактически, от наличия таких орудий труда и зависел будущий урожай, а также его количество. В числе самых давних орудий труда славян:

  • топор;
  • серп;
  • мотыга;
  • плуг и др.

Так как восточные славяне являлись язычниками, то большую часть их быта занимали ритуалы и различные обряды. Конечно же, не могли традиции обойти стороной и такую важную часть как земледелие. Люди верили, что правильно проведённый обряд мог задобрить богов и духов, что гарантировало им в будущем богатый урожай. Как правило, самые важные ритуалы проводились в период засева семян и сбора урожая.

Земледельческие ритуалы на Руси

К таким, например, относились и Масленичные обряды, которые проводились с 21 марта (день весеннего равноденствия) на Масленицу. Согласно традиции, каждый земледелец выносил во двор первый испечённый блин и клал его тёплым на сырую землю, что являлось подношением Яриле и Весне, а также ассоциировалось с прогревом замёрзшей земли-кормилицы солнечным теплом.

Ещё одним праздником, тесно связанным с выращиванием овощей и злаков являлся славянский праздник Красная горка, что означало в тот исторический период «красивую горку», то есть, украшенные первыми побегами растений холмы. Все посевы восточных славян по традиции обкатывались яйцом, посыпались костной мукой и заговаривались определёнными магическими заклинаниями, основной целью которых была охрана будущих урожаев от молний, града, засухи и болезней. Стоит отметить, что и в период христианской Руси, существовало немало песен, выполняющих аналогичные функции.

Каждый язычник считал землю под ногами живым существом и относился к ней так бережно, как мог, продолжая верить, что она чувствует его отношение и наградит его богатым урожаем, необходимым для пропитания и обмена с другими племенами. Трудно переоценить вклад наших предков в развитие земледелия. Как видите, современный человек всё ещё пользуется их инструментами и празднует их праздники, обрабатывая землю и ожидая больших урожаев.

Славянский огород в древности, что на нем росло?

Картошка? Еще в середине XIXвека ей было занято всего 1,5% сельхозплощадей страны. Помидоры? Они и в Европе на грядках и столах появились только к концу XIXвека. Морковь? Да, ее на Руси ели активно, но вовсе не тот голландский ярко-оранжевый сорт, который распространен сейчас.
Необходимо восстанавить историческую справедливость и рассказать о том, что росло на древнеславянском огороде.

Несомненный номер один. Важнейший русский (и не только русский — ту же роль «второго хлеба» до появления картошки он играл, например, в Средней Азии) овощ, опытные огородники умудрялись собирать за лето два урожая. Ранней весной сеяли белую репу — более скороспелую, но не так хорошо хранящуюся и не такую сладкую. Убрав ее в середине лета, сеяли уже более знакомую нам желтую репу, которая держалась в земле до заморозков. Она прекрасно хранится в погребе вплоть до Рождества.

Лук кубастый

Лука наши предки выращивали множество сортов — сначала зеленый лук и лук-порей, затем репчатый, шалот и батун. Все эти сорта известны и сейчас, а вот кубастый лук забыт. Выведенный ростовскими огородниками из обычного репчатого, он лишен остроты и может употребляться, как обычный овощ.

Гибрид репы и капусты. По вкусу схожа с первой, но гораздо питательней и неприхотливей репы, поэтому особенно активно выращивалась в северных и северозападных регионах Российской империи. Не менее активно на русских огородах выращивали корень петрушки, пастернак, свеклу, редьку и редис (все это есть и сейчас, а вот о брюкве забывают) — корнеплоды хорошо хранятся, а это крайне важно в условиях долгих и холодных зим.

Серая капуста

Знакомая нам кочанная капуста выращивалась лишь зажиточными крестьянами — ведь она на грядках занимала куда больше места, чем капуста листовая, или серая, которая росла сплошным листовым покровом. Не такая сладкая и сочная, как кочанная, эта капуста целиком шла на приготовление крошева. Для него капусту мелко-мелко нарезали, укладывали с крупной солью в бочки, дно которых присыпали ржаной мукой. Всю зиму из крошева варили щи, называемые холопскими.

Молодую зелень этих цветов с философско-автомобильным названием выращивали на салаты, начинку для ботвиньи, тюри и прочих летних яств с зеленью.

Неприхотлив, нетребователен, растет буквально как сорняк — но из его стеблей готовили прекрасные кисели и морсы, варенье и начинку для сладких пирогов. Посмотрите внимательно — возможно, среди лопухов и одуванчиков на вашей даче тоже растет ревень.

Главная масличная культура в средней полосе России, сейчас из-за заморского неестественного употребления запрещенная. Конопляным маслом заправляли каши и кисели, на нем жарили, с ним ели зелень или просто свежий ржаной хлеб.

Листовая горчица

Пряная зелень, напоминающая по вкусу горчицу и хрен одновременно. Листовую горчицу добавляли в окрошки и ботвиньи и ели так, с другой зеленью. Известная нам зерновая горчица появилась в России только в конце XVIIIвека, когда дикой горчице привили черенки горчицы немецкой. Немцы, собственно, это и сделали.

Козлобородник

Он же овсяный корень. К овсу, впрочем, не имеет никакого отношения — это родственник обычных садовых астр. Длинные белые, с легким рыбным привкусом корни растения крестьяне собирали по осени, варили, тушили и жарили, как и прочие многочисленные корнеплоды.

Сельское хозяйство древних славян

Что выращивали древние славяне? Это показывают археологические раскопки, которые свидетельствуют о высокоразвитом земледелии славян, причем с использованием различного типа железного инвентаря, для работы в поле и не только. Из сельского инвентаря славяне использовали железные сошники, топоры, серпы, а также изготовляли серебряные украшения, копья, наконечники и удила, из гончарных предметов были глиняная посуда.

Системы земледелия

У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай.

Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

Древние славяне

Древних славян соседние народы называли лодочниками


Древние славяне, обитавшие на территории нынешней Восточной Германии, Польши и Украины, жили в селищах, состоявших из 5–20 домов. Селища располагались гнёздами по три-пять поселений на расстоянии пяти-семи километров друг от друга. Дома стояли вплотную друг к другу и не были окружены отдельными дворами. Жилища древних славян представляли собой полуземлянки прямоугольной формы площадью 9-12 квадратных метров. Вход в жилище располагался с южной стороны, а в северо-западном углу располагалась печь-каменка, служившая как для отопления, так и для приготовления пищи. Вдоль стен располагались деревянные лавки.

Та же часть древних славян, что называла себя кривичи и обитала на севере и в центре современной России, в Прибалтике и на востоке современной Белоруссии, помимо сёл имела и городища. Необходимость в строительстве городищ была вызвана тем, что кривичи жили во враждебном окружении. Враждебным это окружение стало вследствие того, что кривичи и близкие к ним вятичи и словене обладали тем, чем не обладали другие славянские племена, например, древляне. Этим богатством был скот, и на этот скот соседние племена, ещё не перешедшие от присваивающего хозяйства к производящему, стремились охотиться.

В отличие от западных славян, живших в полуземялнках, восточные славяне строили срубные избы. Помимо городищ, кривичи, вятичи и словене имели временные селища вне пределов городищ.

Древние славяне применяли подсечно-огневую систему земледелия. Основывалась она на том, что лес сначала подсекали, то есть, подрезали у деревьев кору, чтобы те высохли. На следующий год высохший лес поджигали, а семена сеяли прямо в золу, которая сама по себе была отличным удобрением. Первые три года урожай был высоким, хотя на второй и на третий год землю уже приходилось вспахивать. Затем поле бросали, и использовали его как пастбище и сенокос. Однако если соседи славян древние германцы выжигали большие площади леса, то древние славяне выпаливали лишь небольшие участки, и пока они использовали один такой участок, другой, выпаленный ранее, снова зарастал лесом.

Борона-суковатка, использовавшалась древними славянами для взрыхления земли и заделки семян в почву.

Таким способом древние славяне выращивали полбяную пшеницу, овёс, просо, горох, ячмень и бобы. Выращивались также лук, чеснок и репа. Из полбяной пшеницы древние славяне варили кашу, которую называли словом «хлеб», и поскольку тогдашний хлеб был не печёным, а варёным, его хлебали.
Начиная с IX века до н.э. наши предки начали переходить с полбяной пшеницы на рожь, которая до этого вырастала на пшеничных полях как сорняк. Связано это было с тем, что мягкий и тёплый климат бронзового века, когда в местах нашего обитания росли абрикосы и виноград, сменился сильным похолоданием, то есть, климат на некоторое время стал таким, как сейчас. Потом, с 450-го года до н.э. началось потепление, затем снова похолодало, и в XIV – XVII веках было даже заметно холоднее, чем сейчас, но так тепло, как в бронзовом веке, не было уже никогда.
К этому периоду распада праиндоевропейской общности уже произошёл, и от нас уже отделились и армяне, и греки, и будущие римляне, но праславяне, прабалты и прагерманцы всё ещё составляли единый народ. Именно поэтому рожь по-русски называется рожью, по-староанглийски – ryġe, а по-латышски – rudzi, в то время как по-гречески и по латыни она называется, соответственно, σίκαλη и secále, а по-армянски вообще տարեկանի – тареканú.
Что же касается пшеницы, то в английском она называется wheat, что родственно слову white, то есть, белый. В староанглийском и ‘пшеница’, и ‘белый’ вообще обозначались одним и тем же словом hwǣte, и лишь в средние века h и w поменялись местами. В нашем же общем древнем языке это слово звучало как кўыт. От него произошли и слово «цвет», первоначально означавшее цветок, и слово «свет». В современном же русском языке слово «пшеница» происходит от праиндоевропейского корня «пш». Означал он ‘измельчать’. От него происходят не только пшеница и пшено, но и то, чем измельчают – пест. В английском языке потомком корня «пш» является слово «piece» – кусочек, в испанском – «pieza» – ‘часть’, а итальянская pizza, происходящая от византийско-греческого πίττα, тоже ведёт происхождение от слова «пш», когда-то имитировавшего звук насыпаемого зерна.
Почему же древние славяне предпочли жить в более суровых климатических условиях? Дело в том, что помимо того, что наши предки были земледельцами, древние славяне всё ещё оставались умелыми рыболовами и соседний народ, которые мы называли чудью – тем же словом, от которого происходит и слово «чужие», называл нас лодочниками.
Разговаривала чудь на древнечудском языке, потомками которого являются финский, эстонский, квенский , карельский, ижорский, водский и веспский языки, а также язык меянкиели, на котором говорят национальные меньшинства Швеции. На этом самом древнечудском языке, который сами финны называют Myöhäiskantasuomi, лодка называлась вене. Словом «вене» русских до сих пор называют в Эстонии, а Россия в Финляндии называется Venäjä. Именно поэтому римские авторы, такие как Помпоний Мела, Тацит и Плиний Старший называли древних славян венедами. Манеру называть славян этим словом у чуди переняли древние германцы, которые стали называть нас wendī, а уже от них римские историки и географы переняли слово «Venedi».
Бывали времена, когда рыба была нашей основной пищей. Именно от слова «пискт», давным-давно обозначавшего рыбу, через староанглийское «fisc» произошло английское «fish». Просто первоначальное «п» в германских языках, к которым относится и английский, сменилось на «f» по закону Гримма, а в языках других языковых групп «п» сохранилось, и, например, в латыни рыба называется piscis, а в албанском peshk.
От слова «пискт» произошло и русское слова «пища», что свидетельствует о том, что понятия «рыба» и «еда» когда-то отождествлялись. В английском от тех времён осталось слово «feed», означающее кормить, питать, но со временем пища стала обозначаться словом «meal», которое первоначально обозначало муку и происходит от древнегерманского слова «melwą», то есть, мелево.
А для того, чтобы иметь много рыбы, нужно было жить там, где она водится. Больше всего рыбы было в послеледниковых озёрах, а больше всего озёр было на Русской равнине. Это Ильмень, Тихмень, Узмень, Селигер, Чудско-Псковское, Жижицкое, Себежское, Круглое, Долгое, Мутное. В одной только Псковской области насчитывается 228 озёр, а сколько их в Смоленской, Тверской, Новгородской.
Именно потому, что рыба оставалась для наших предков основной пищей, площадь выжигаемого леса была незначительной, и наши поселения были осёдлыми. Германцам же приходилось два раза в столетие перемещаться на новое место из-за истощения почв и лесов в Европе с каждым веком становилось всё меньше.
К началу нашей эры древние славяне расселились на огромном пространстве от Балтийского моря до Чёрного и от Средней Эльбы до верховьев Северского Донца. Древние славяне вели осёдлый образ жизни. Они занимались земледелием и скотоводством, умели изготовлять металлические орудия, были знакомы с прядением, ткачеством, и керамическим производством. Правда, гончарным кругом они не пользовались, и керамика у них была лепная. Несмотря на это, она отличалась большим разнообразием форм и тщательностью выделки.
Ко времени возникновения Древнерусского государства у древних славян уже давно существовала частная собственность, и, хотя земли еще находились в общинном владении, были среди них богатые и бедные, знатные и рядовые члены общества, свободные и рабы, ремесленники, купцы и воины.

Читать еще:  Как в домашних условиях выращивать лавровое дерево?

Чем питались древние славяне

Изучая свое прошлое, мы чему-то учимся, делаем выводы, обращаем внимание, а потом уж активно используем опыт прошлого. Наши предки, несмотря на то, что жили в те давние и жестокие времена, когда даже элементарные блага были недоступны, были достаточно мудрыми и благоразумными людьми.

Древнее племя славян

Возьмем для примера пищу, которые употребляли древние славяне. Ведь мы знаем, что были на Руси славные богатыри, которые славились своей силой и здоровьем. Но, справедливо будет отметить, что и простой славянский народ отличался своим здоровьем и выносливостью. Конечно, сегодня можно говорить, что все дело в экологии и чистоте окружающей среде, но все же должное нужно отдать и питанию народа того времени.

  1. Основа рациона-каши
  2. Растительная пища
  3. Любимые напитки славян

Основа рациона-каши

Тот факт, что картофель славянам был чужд известен все, данный овощ был завезен в нашу страну императором Петром І, а пока он стал незаменимым продуктом на столе русского человека прошло достаточно много времени.

Согласно результатам археологических раскопок древних поселений, ученые сделали аргументированный вывод, что основу рациона наших предков составляли злаковые культуры, которые были прародителями сегодняшнего овса, ячменя, ржи, пшеницы и проса.

Прежде чем приготовить блюда, злаковые зерна поджаривали, размачивали. Из них делали муку, но она существенно отличалась от современной, поскольку была грубого помола. Из нее выпекали вначале пресные лепешки, а несколько позднее научились печь хлеб и пироги с различными начинками. О дрожжах тогда не знали, поэтому хлеб пекли из кислого теста. Для его приготовления брали муку и речную воду, все это разводили в деревянной кадке и настаивали в теплом месте в течение нескольких дней, пока не скиснет. Затем из полученной квашни делали тесто и выпекали хлеб.

Быт древнего народа

После хлеба, вторым важным блюдом была каша. Варили ее из пшена или очищенного овса. Каши долго запаривали в печи, а заправляли сливочным, конопляным или льняным маслом. Данное блюдо могло подаваться самостоятельно или в виде гарнира к рыбе или мясу. Присутствие последнего на столе славян сегодня вызывает много споров. Есть мнение что наши предки были вегетарианцами, но опять же результаты изучения останков, полученных в ходе археологических раскопок, показывают, что мясо славяне также употребляли. Это была говядина, конина или свинина, правда чаще всего они появлялись на праздничных столах, а более распространенным блюдом была птица или дичь. Мясо ели в основном жареным.

Супов в Древней Руси не знали. Данное блюдо появилось в рационе славян только лишь во второй половине 17 века, благодаря заезжим европейцам.

Растительная пища

Древние славяне были земледельцами, поэтому долгое время именно растительная пища занимала главное место в их рационе. На земле выращивали репу, редьку, чеснок, горох. Такие овощи как морковь, помидоры, огурцы, лук, капуста появились значительно позже.

Дом славянского народа

Из гороха не только варили кашу, его растирали и пекли блины.

Любили наши предки и различные ягоды, которые употребляли в свежем виде и делали варенье, только варили его не с сахаром, а с медом.

Грибы также пользовались популярностью, особенно грузди, рыжики, боровики и белые.

Любимые напитки славян

Самым популярным был квас. Это был универсальный напиток, который пили вместо воды, подавали как замену сегодняшнему вину, применяли как лекарство при несварении желудка, использовали как основу для ботвиньи, блюда очень схожего с современной окрошкой.

Также готовили кисель, правда он был очень густым и кислым. Для его приготовления использовали овсяную муку и воду, данную смесь вначале сквашивали, а после варили до загустения. Затем его поливали медом и ели.

Из относительно алкогольных напитков, славянам был известна медовуха и пиво.

Что выращивали древние земледельцы?

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук. Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб. Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли и скот. Изначально свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян? Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия. Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы. На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу. На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

Фото с сайта kpfu.ru

Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  • Коса. Коса – это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  • Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по – другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  • Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  • Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  • Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  • Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  • Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  • Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая – молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  • Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.
  • Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

    Славянские земледельческие обряды.

    Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  • Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  • Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  • Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  • Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  • Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  • Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  • Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.
  • В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

    Чем питались древние славяне на Руси?

    Когда речь заходит о том, чем же питались славяне, жившие на Руси, многие люди думают, что традиционная славянская кухня не отличалась особой сложностью и состояла из простых блюд на основе картофеля, свеклы, моркови, репчатого лука, риса и гречки. Но данное утверждение не соответствует истине, ведь практически всех указанных продуктов на столах у древних славян не было. О некоторых привычных для современного среднестатистического человека продуктах питания наши предки и не слышали.

    Читать еще:  Где выращивают имбирь который продается в магазинах

    Жившие на Руси славяне, в отличие от своих беспечных потомков, которые питаются фаст-фудом и запивают вредную еду не менее вредной сладкой газировкой, кушали сбалансированную, натуральную, богатую витаминами, микро- и макроэлементами, белками, углеводами, жирами и прочими важными для нормального функционирования организма биологически активными веществами пищу. Поэтому наши предки редко болели, имели богатырское здоровье и, невзирая на обилие тяжелой физической работы, практически не жаловались на свое самочувствие.

    Чем же питались славяне на Руси? Сегодня найдем ответ на этот интересный вопрос и поговорим о тех блюдах славянской кухни, которые чаще всего были на столе у наших предков.

    Каша – одно из главных блюд славянской кухни

    Та каша, которой питались жившие на Руси славяне, значительно отличается от привычной для нас каши. Присутствующая в рационе многих современных людей рисовая каша простым и небогатым славянам была не по карману. Кашу из заморского и совсем не дешевого риса или «сорочинского пшена» могли себе позволить только очень богатые жители Руси.

    Думаете, что наши предки питались гречневой кашей? Как бы ни так! Любимая многими с раннего детства каша из гречки не была частым гостем на столе обычных славян. Готовили её только по великим праздникам. На Руси гречка появилась благодаря греческим монахам, которые привезли её из Византии. Именно из-за греческих монахов эта вкусная крупа и получила свое название: славяне начали называть её «гречкой».

    Если наши предки не ели кашу из рисовой или гречневой крупы, то какая же каша чаще всего была у них на столе? Жившие на Руси славяне обожали овсяную и пшенную кашу! И в этом нет ничего странного или удивительного, ведь пшенная или овсяная каша, в отличие от не всегда полезных, но привычных для нас овсяных хлопьев, в своем составе содержит массу необходимых человеческому организму веществ и обладает множеством полезных свойств.

    Овсяную или пшенную кашу готовили из цельного зерна. Зерно долго распаривали и томили в печи, чтобы оно стало мягким и «набралось силы». Для приготовления каши хозяйки на Руси использовали специальные горшочки из глины. Заправляли готовую кашу из овса или пшенки приготовленным в домашних условиях сливочным маслом. Иногда с этой целью использовали и льняное или конопляное растительные масла.

    Кашу чаще всего ели деревянными ложками или просто брали из горшочка руками, так как вилок у древних славян не было.

    Какими овощами и фруктами питались славяне на Руси?

    О существовании томатов, картофеля, репчатого лука, капусты, огурцов, баклажанов, моркови, свеклы наши предки до некоторых пор и не подозревали.

    • репчатый лук и капуста на Руси появились в 11 столетии,
    • морковь – в 12 столетии,
    • огурцы – в 15 столетии,
    • баклажаны, томаты и картофель – в начале 18 столетия!

    Самым распространенным и популярным овощем на Руси была редька. Она существенно отличалась от привычной для нас редьки, так как была в несколько раз больше.

    Репа – еще один популярный и любимый многими славянами овощ. Хозяйки парили репу в печи, благодаря чему вкус этого корнеплода становился не таким резким, а усвояемость организмом повышалась в несколько раз. Иногда репу сначала жарили или тушили, а затем делали из неё вкусную начинку для не менее вкусных пирогов.

    Славяне любили готовить блюда из брюквы. Она являлась отличной альтернативой картофелю, о котором в те времена на Руси никто ничего и не знал. Брюква, хоть и требовала определенных условий и ухода за собой, но давала неплохой урожай. Она сохраняла свой привлекательный внешний вид и полезные вещества до апреля-мая. Поэтому благодаря брюкве древние славяне могли пережить зиму и чувствовать себя полными сил до появления свежей зелени.

    Горох, о котором нашим предкам было известно довольно-таки много, не только кушали в сыром виде, варили из него суп или кашу, но и пекли из гороховой муки вкусные пироги и блины. Любили наши предки и чеснок. Он пользовался большим уважением у славян, которые называли его «чудо-плодом, помогающим от многих болезней и недугов».

    Выращивали на Руси и тыкву. С этим овощем славяне познакомились благодаря войне с хазарами, которые принесли с собой не только оружие, но и тыквенные семена.

    Занимались наши предки и садоводством. Они выращивали сливы, яблони и вишни. Некоторые хозяйки мочили яблоки на зиму. Многие славяне употребляли в пищу лебеду, крапиву и дикий щавель, собирали в лесу орехи, ягоды, грибы, дикие яблоки и груши, разные травы. Грибы помещали в большие бочки и солили на зиму вместе с душистым укропчиком. Особой популярностью пользовались грузди и рыжики.

    Ранней весной добывали сок из березы и клена. В марте-начале апреля эти соки помогали нашим предкам насытить организм витаминами и минералами. Некоторые историки утверждают, что славяне на Руси умели готовить концентрированный кленовый сироп путем выпаривания влаги из кленового сока.

    Хлеб – почитаемый славянами продукт питания

    Хлеб, который многие жители Руси называли «батюшкой» и «головой», занимал особое место в рационе славян. Его уважали, перед ним преклонялись, о нем говорили с особым трепетом. И пекли без дрожжей!

    Привычной для нас муки в те времена не было. Для приготовления хлеба и пирогов славяне использовали муку грубого помола. Делали её из ржаного, ячменного, полбяного или амарантового зерна. О пшенице древние славяне еще не знали.

    И хлеб, и пироги, и лепешки хозяйки на Руси пекли из теста на заквасках. Тесто заводили на чистой речной или колодезной воде, помещали в большую квашню, изготовленную из дерева, и оставляли в теплом месте на несколько суток, чтобы оно не только подошло, но и приобрело кисловатый привкус. Благодаря естественному процессу брожения, а не дрожжам, тесто поднималось и пузырилось.

    Тесто никогда не использовали полностью. Каждая уважающая себя хозяйка оставляла кусочек теста (закваску) на дне квашни, чтобы в следующий раз развести на его основе новую опару.

    На свадьбу же или другие важные праздники хозяйки пекли не хлеб, а калачи и караваи. Новоиспеченная жена, уходя жить к супругу, брала с собой небольшой кусочек домашней опары, чтобы в доме мужа развести тесто и приготовить хлеб, который станет символом их долгой и счастливой совместной жизни.

    Кисель и мед – любимые лакомства славян на Руси

    Кисель, который издавна на Руси являлся любимым лакомством наших предков, был не сладким, а кислым. Поэтому он и получил свое название! Готовилось это лакомство из овсяной или ржаной муки. Скисшую ржаную или овсяную массу хозяйки варили до тех пор, пока она не становилась такой густой, что её можно было резать ножом. Чаще всего кисель, который в готовом виде был очень упругим, имел коричнево-сероватый оттенок и напоминал студень, ели вприкуску с вареньем, ягодным сиропом или медом.

    Жители Руси любили лакомиться не только киселем, но и медом. Его ели, пили, добавляли в различные блюда и варили на нем варенья.

    Первый месяц совместной жизни новобрачных не зря называли медовым, так как новоиспеченным супругам на Руси во время свадебных гуляний дарили бочечку меда. За месяц молодожены должны были съесть весь мед, чтобы первенец у них родился сильным и здоровым.

    Чем еще питались славяне на Руси?

    Многие историки утверждают, что наши предки, жившие на Руси, были практически вегетарианцами. Чаще всего славяне ели дичь, но происходило это крайне редко.

    Так как корову на Руси называли кормилицей и относились к ней с особым уважением, то нет ничего удивительного в том, что в рацион древних славян входили многие молочные продукты.

    Супов на Руси не было, так как борщ, уха и солянка, которые сейчас по праву можно назвать одними из самых популярных первых блюд традиционной русской кухни, появились только в 15-17 столетиях. Наши предки иногда питались тюрей. Тюря – это заправленный хлебом квас, в который добавляли нарезанный лук.

    Пили древние славяне безалкогольный или немного забродивший и по вкусу напоминающий пиво квас, сухой, сладкий мед, мед с перцем, привезенное из Греции вино.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Земледелие восточных славян

    В пастоящем издании один из томов специально посвящен древней Руси. Поэтому здесь хозяйственная деятельность и общественный строй рассматриваются только для периода до IX в., когда у восточных славян складываются раннефеодальные отношения и формируется древнерусское государство.

    Археологические материалы служат важнейшим источником освещения социально-экономической жизни восточнославянского общества в период, предшествующий сложению государственности. Фрагментарные свидетельства письменных источников подтверждают выводы и наблюдения, полученные на основе данных археологии.

    Основным занятием славян второй половины I тысячелетия и. э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. К рассматриваемому здесь времени славяне, занимавшие плодородные лесостепные области Восточной Европы, достигли значительных успехов в развитии земледелия. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужпому, пашенному возделыванию земли того периода, когда среднеднепров- скне области находились в орбите ировинциальнорим- ской культуры.

    Одпим из важных показателей хозяйства и экономики славянского общества рассматриваемого здесь периода служит характер поселений. При выборе мест для них, несомненно, принимались во внимание прежде всего хозяйственные выгоды. Славянские поселения второй половины I тысячелетия и. э. отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. Это касается не только южных районов восточнославянского расселения, ио и северных: население, оставившее сопки и длинные курганы, занимало главным образом такие местности, которые, как показывают почвенные карты, были наиболее пригодны для сельскохозяйственной деятельности (Седов В. В., 1970а, с. 9, 10).

    При раскопках славянских поселений времени, предшествующего сложению древнерусского государства, получены данные, которые прямо свидетельствуют о развитии земледелия. Па многих поселениях найдены земледельческие орудия — железные нараль- ники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда.

    В VT—X вв. в южной части восточнославянской территории применялись весьма близкие по форме и пазмерлм широколопастные наральники с плечиками ( LXI). Они симметричны, с широкой, в виде равнобедренного треугольника, рабочей частью, часто утолщенной с помощью наварных пластин, и суженной трубицей. Делались наральники из одного куска железа. Для них характерны следующие размеры: длина 16—21,5 см, ширина лопасти 8—12 м. ширина втулки 6—8 см. Расширенная лопасть и узкая, почти разомкнутая втулка позволяют предполагать, что эти наконечники принадлежали орудию типа рала с полозом. используемого на сравнительно легких, вероятно старопахотных почвах (Чернецов А. В., 1976, с. 34). Такие наральники найдены при раскопках поселений в Пеньковке, Стецовке, Сахновке, Пастырском, Григоровке, Зимно, Рипневе, Хотомеле, Княжей Горе (Канев), Новотроицком, Волынцеве и др. Наконечники с плечиками известны в Восточной Европе с черпяховского периода. Но тогда они еще по получили широкого распространения. Классификация восточноевропейских наконечников пахотных орудий сделана Ю. А. Красновым (Краснов Ю. А., 1978, с, 98-113).

    Единичными находками представлены в южных землях восточнославянского расселения и наконечники без плечиков.

    Другой металлической частью землеобрабатываю- щих орудий были чересла — плужные пожи. На селище у д. Хотомель найдено черенковое чепесло, выкованное целиком из железа (Кухаренко Ю. В., 1961, 9, 17). Известны и втульчятьте чересла (Ляпушкин И. И., 1958а, LXXXVII, 3).

    Во второй половине I тысячелетия н. э. первые железные наконечники пахотных орудий появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В основном это наральники без плечиков.

    Наиболее ранним из них является сошник, найденный на берегу р. Ладожка в Старой Ладоге (Орлов С. Я., 1956, с. 142—144). Он прямоугольный в плане, с округлым рабочим краем. Втульчатая тру- бица образована двумя боковыми закраинами. Длина сошника 13,6 см. наибольшая ширина — 9,5 см.

    Датировать эту находку затруднительно. Можно полагать, что она относится ко времени основания Староладожского поселения. Ближайшие по формам и размерам сошники известны в Средней Европе, где они встречены в германских и славянских землях на памятниках поздперимской и раннесреднечековой поры. Вероятно, оттуда сошники рассматриваемого типа проникли иа рубеже VI и VII вв. в северные области восточнославянского расселения и бытовали здесь вплоть до XI в. (Миролюбов М. А., 1972, с. 118, 119).

    В горизонте Е3 культурного слоя Старой Ладоги (VIII в.) найден сошиик, имеющий рабочую часть в форме равнобедренного треугольника. В верхней части загнутые края образовывали втулку-трубицу, при помощи которой сошник крепился с деревянной частью сохи — рассохой. Длина его 15,5 см, ширина спинки 7 см ( XX, 1).

    Очевидно, этот сошник занимает промежуточное положение между упомянутым более ранним орудием, найденным на берегу Ладожкн, н более поздними древнерусскими (Миролюбов М. А., 1972, с. 121).

    Сошник того же типа, но более длинный, найден в слое Д Старой Ладоги (X в.). Подобные землеобра- батывающие орудия были в употреблении на широкой территории северной части Восточной Европы. Они встречены и в древнерусских курганах (Ува- ров А. С., 1871, с. 115), и среди древностей прибалтийских и поволжско-камских племен.

    Аналогичные сошники предназначались для пахотных орудий, используемых для обработки вновь осваиваемых участков, освобожденных из-под леса подсечно-огневой системой, или залежных земель. Такой сохой предварительно взрыхляли верхний слой земли, а потом для полной обработки поля проходили сохой по нескольку раз.

    Тягловой силой для работы пашенными орудиями как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О широком использовании лошади для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах. На основании косвенных данных (па поселениях костные остатки лошадей в числе пищевых отбросов встречаются в очень небольшом количестве, свидетельствуя о том, что мясо лошади использовалось для питания в сравнительно редких случаях) можно утверждать, что при обработке пахотных участков и во второй половине I тысячелетия н. э. применялась лошадь.

    В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы в этот период заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через три-четыре года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками (Третьяков П. Н., 1932).

    Однако раскопки последних десятилетий показывают, что роль подсечного земледелия у славян лесной полосы Восточной Европы преувеличена. Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.

    Очевидно, подсека применялась в основном при расширении пахотных полей, для освоения новых участков земли под пашню. Господствовала же переложная система земледелия.

    В лесостепной зоне имелись крупные, свободпые от лесных массивов участки, поэтому здесь наряду с перелогом, очевидно, возникла система севооборота — двухполье или трехполье. Скорее всего и в лесной полосе в последних веках I тысячелетия н. э. на старопахотных землях выработалась такая же система севооборота.

    Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Они применялись также для очистки пашенных орудий от налипшей земли. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Поднепровья, в Побужье и Днестровско-Ду- найском междуречье. В X в. распространяются железные мотыги, служившие для обработки как пахотных полей, так и участков, предназначенных для огородных культур.

    Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Некоторые из топоров специально предназначались для рубки леса. Они железные, массивные, с удлиненным узким клиновидным лезвием и закругленным обухом. Находки таких топоров на памятниках восточнославянских племен немногочисленны, но повсеместны.

    Урожай с полей снимали при помощи серпов так же, как это делали еще в недавнее время ( LXII). В середине и второй половине I тысячелетия н. э. скадывается форма серпа, близкая к современной,— клинок близок по форме параболе или части эллиптической кривой, черенок отогнут наружу, он вбивался в короткую деревянную рукоятку. Нос серпа слегка загибается внутрь — конструктивная особенность, с помощью которой растения формируются в пучки, а лишние отбрасываются в сторону. Современные серпы Восточной Европы восходят главным образом к описанным раннесредневековым орудиям (Ми- насян Р. С., 1978а, с. 82—84), которые ведут свое происхождение от аналогичных римских и провин- циальноримских. В середине I тысячелетия н. э. такие серпы получают широкое распространение у славянского населения, представленного пражско-кор- чакскими и пражско-пеньковскими древностями. В VIII—IX вв. серпы этого типа появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В более раннее время здесь бытовали слабоизошутые серпы с клиновидным клинком, непосредственно переходящим в черенок, и серповидные ножи, восходящие к раннему железному веку.

    На славянских памятниках второй половины I тысячелетия н. э. изредка встречаются косы-горбуши ( LXII). Для уборки урожая они, по-видимому, использовались в исключительных случаях, в основном ими косили траву на сено.

    Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах — специальных погребах, округлых в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывавшиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. Кроме того, были распространены крупные глиняные сосуды-зерновики. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.

    Переработка зерна на муку осуществлялась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород — известняка, песчаника, кварцита и т. п., были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Различаются верхние и нижние диски: верхние, более массивные, имели вогнутую рабочую поверхность, нижние — выпуклую. Вращение жернова производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова. Жернова или их фрагменты при раскопках встречены на очень многих поселениях пражско-корчакской и пражско-пеньковской культур (Бакота, Ьранешты 1, Внльховец, Городок, Зеленый Гай, Кавегчина, Лоиатна, Jiyr 1, Малинов- цы, остров Мытковскин, Пезвнско, Одая, Рашков, Раскайцы, Сахновка, Семенки, Ханска и др.). Исследователь восточноевропейских жерновов 1 тысячелетня н. э. Р. С. Минасян утверждает, что в землях к северу от Припяти и Десны в VI — VII вв. еще широко бытовали зернотерки (Минасян Р. С., 1978в, с. 101— 112). Только приблизительно с VIII в. жернова распространяются в Верхнем Поднепровье (древнейшие находки — в Тушемле и Городке на Смоленщине и в Дедиловичах в бассейне Березины) и далее на север (Изборское городище и Камно иа Псковщине, Сельцо в Новгородской обл.).

    Читать еще:  Что выгодно выращивать на небольшом участке земли?

    Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки, встреченные на многих славянских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. не только в южных, но и в северных районах восточнославянской территории. Обычно они имели круглую форму (диаметр 15—20 см) и были снабжены невысокими бортиками, изредка украшенными пальцевыми вдавлениями по краю. На таких сковородах пекли хлебцы или лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса (Skruzny L., 1964, s. 370—391). Пекли хлеб или другую пищу в печах. При раскопках селища Одая в бассейне Днестра в печи-каменке одного из полуземляночных жилищ найдена глиняная сковорода, установленная на поде.

    Древние авторы оставили скудные сведения о земледельческих культурах, возделывавшихся славянами накануне образования древнерусского государства. Византийский автор VI в. Маврикий сообщает, что основными культурами у антов и с(к)лавинов были пшеница и нросо (Мишулин А. В., 1941, с. 253). Персидский историк X в. Гардизи отмечал, что большая часть посевов славян состояла из проса (Новосельцев А. П., 1965, с. 390).

    О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами в V—IX вв., полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Находки зерен злаков и отпечатков зерна на глиняной посуде или обмазке при археологических исследованиях памятников Днестровско-Прутского междуречья позволяют утверждать, что славяне возделывали почти все культуры — просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень и др. (Янушевич 3. В., 1976). При раскопках Новотроицкого городища выявлены обгорелые зерна пшеницы двух сортов — твердой и мягкой, озимой ржи, ячменя и, вероятно, проса (Ляпушкин И. И., 1958а, с. 211, 212).

    Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений второй половины I тысячелетия п. э. лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур (Кирьянова Н. А., 1979, с. 72—84). Так, на городищах Банцеровщина, Близнаки, Демидовка и Загорцы, относящихся к тушемлинско-банцеровской культуре, найдены зерна мягкой пшеницы, ячменя, проса, овса, бобов, гороха и вики. На городище Камно под Псковом в слоях VIII—X вв. обнаружены зерна мягкой пшеницы, полбы, ячменя, бобов, гороха, овса и конопли. Первые находки озимой ржи датируются IX в. (городище Свила I на Витебщине).

    Исследованиями зерновых остатков, полученных при раскопках нижнего слоя Старой Ладоги, показано, что основную массу пх составляют зерна ншеии- цы двузернянки—полбы, меньшая часть принадлежит зернам мягкой пшеницы, овса, ячменя, ржи и проса (Кирьянов А. В., 1959, с. 312-314). В слоях X в. Новгорода среди зерновых находок преобладают зерна проса, меньше зерен ржи, ячменя и пшеницы (.Кирьянов А. В., 1959, с. 321-324).

    К содержанию книги: Славяне

    Смотрите также:

    Нравы Славян Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие.
    Древние славяне. Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в.

    Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие.
    В VI в. их сменили авары1 которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

    Важнейшим занятием восточных славян было земледелие. Выращивались просо, рожь, пшеница, лен.

    иной, более высокий уровень жизни: земледелие велось.
    славянземледельцев в торговле с возрожденным Причерноморьем.

    Земля забытых предков. Гиперборея — таинственная родина древних славян

    В истории было две легендарные земли, известные с античных времен. Греческие историки упоминали Атлантиду и Гиперборею — два государства с небывало высоким уровнем развития. При этом Гиперборея находилась на севере, вероятно на территории современной России. Многие считают, что именно с Гипербореи началась современная человеческая цивилизация. В последнее время интерес к таинственным землям высок как никогда. Попытаемся выяснить, что это за таинственный край.

    Страна чудес, известная с древних времён

    Фото © VK / «Живописец Всеволод Иванов»

    Гиперборея и Атлантида — два государства сверхлюдей. Их населяли высшие существа, обладающие мистическими способностями. Они владели телекинезом и были бессмертны, а их технологии опередили время на тысячи лет. Так по крайней мере считали древние греки, в частности отец истории Геродот. Но между Атлантидой и Гипербореей было одно существенное различие. Атлантида была уничтожена неведомым катаклизмом — её поглотили морские волны. А вот Гиперборея жила тогда, когда о ней писали античные учёные.

    В переводе Гиперборея — страна, находящаяся за Бореем — северным ветром. По греческим легендам, именно оттуда происходила мать бога солнца Аполлона, Феба. А сам бог, когда подрос, неоднократно навещал родину предков.

    В VII веке до нашей эры грек по имени Аристей попытался открыть эту удивительную страну и отправился в путь. Но добрался он только до Урала. А дальше идти не рискнул.

    Позже Аристей сочинил об этом поэму, в которой расписал свой маршрут. Сперва нужно переплыть Чёрное море, затем пересечь Урал, и на берегу Крайнего моря, где ночь длится полгода, путника встретит таинственная Гиперборея. Несмотря на довольно чёткое описание, координаты получились расплывчатыми. И следующие несколько веков Гиперборею судорожно искали.

    Север хранит тайну

    Фото © VK / «Живописец Всеволод Иванов»

    Древние греки восхищались Гипербореей. А вот древние римляне, позже и византийцы, пугались этого слова. В их глазах гиперборейцы перестали быть просветлёнными существами, умеющими летать по воздуху и жить вечно и стали жестокими варварами, которые приходили с Севера и растаскивали по кускам некогда могучую Римскую империю. Гиперборея превратилась в страну жестокого холода и суровых нравов. Когда в 860 году княжеские славянские дружины осаждали Константинополь, патриарх Фотий жаловался на «народ севера»: «Откуда обрушилась на нас эта страшная гроза гиперборейская». С тех пор Гиперборея на долгие века стала ассоциироваться с Россией и славянами.

    Особенно параллель Россия — Гиперборея укрепилась в конце XV века. Совпали два события: с одной стороны, из захваченного турками Константинополя вывезли научный труд античного историка II века Клавдия Птолемея «География». В нём историк размещал Гиперборею на севере Евразии. А вторым фактором стало освобождение Руси от татарского ига в конце XV века. Когда в Европе словно из ниоткуда возникло новое крупное государство — Московия, —все решили, что это гиперборейцы и есть. В 1507 году даже была выпущена карта, на которой Гиперборея была. Но когда европейцы начали чаще наведываться в Московию, то они увидели таких же людей — без сверхтехнологий и магии. Тогда появилась версия, что Гиперборея лежит где-то севернее.

    Годы безуспешных поисков

    За минувшие века Гиперборея неоднократно меняла свою прописку. Её помещали в Арктику, переносили на территорию Норвегии и даже пытались отыскать на хребте Ломоносова. Нацисты из организации «Аненербе» были уверены, что Гиперборея и остров Туле, где живут боги, — это одно и тоже место. Отыскать свою Гиперборею они пытались в Финляндии и в Исландии. Впрочем, безуспешно.

    Последние экспедиции любителей неведомого «открыли» Гиперборею в районе Кольского полуострова. Там начали находить странные артефакты. Гигантские каменные изваяния, выложенные в виде карты звёздного неба. Скалы, в которых некоторые учёные видели гигантские рукотворные фигуры. Всё началось в 1921 году, когда советский учёный Александр Барченко уверял, что открыл на Кольском полуострове затерянную цивилизацию, которая могла быть прародительницей всего нынешнего человечества. Он описывал древние строения, напоминающие пирамиды, и гигантские гранитные стелы. Но следующие экспедиции не нашли ничего похожего, и учёного высмеяли. Хотя его мемуары до сих пор засекречены.

    Вновь изучать Кольский полуостров начали в середине 90-х годов. Тогда энтузиасты, в частности исследователь Валерий Дёмин, предположили, что легендарную Гиперборею уничтожил катаклизм. Древние люди стали расселяться с Кольского полуострова в Европу, а часть их выстроила подземные города, куда и унесла все свои высокие технологии. Ни одна из этих теорий не поддерживается официальной наукой и считается или сказкой, или фальсификацией. Но в мире по-прежнему остаются тысячи людей, которые верят, что где-то на севере России хранит свои тайны древняя Гиперборея, прародина славян и всего человечества.

    «Исконное меню»: какими блюдами был заставлен стол в Древней Руси

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Особенности кулинарии на просторах Древней Руси подчинялись все тем же законам, какие бытовали по всему миру: что-то в рацион людей добавлялось, что-то из него исчезало. При этом ряд позиций старославянского меню все-таки оставались неизменными. А бывало и так, что с началом правления нового древнерусского князя в рацион его народа проникали новые продукты, а вместе с ними — появлялись новые блюда.

    1. Меню времен князя Владимира Крестителя (рубеж Х — ХI вв.)

    Легендарный князь Владимир Святославович оказался настолько переломной фигурой в древнерусской истории, что именно он стал одним из основных прототипов образа былинного правителя Владимира Красно Солнышко. А вот рацион, который могли себе позволить русичи того периода, во многом был еще подобен раннеславянскому периоду. Так, например, одним из основных блюд была каша. Вот только ее виды и варианты приготовления несколько отличаются от тех, что мы привыкли.

    Среди более-менее знакомых современному человеку названий можно выделить пшенную и овсяную кашу. Они и были наиболее частыми гостями на столе среднестатистической древнерусской семьи. Правда, готовили обе каши тогда иначе: к примеру, овсянку варили не из хлопьев, как сейчас, а использовали цельный овес. Тоже самое с пшенкой — ее тоже готовили из цельного зерна.

    Что касается гречки, то здесь история интереснее. Гречневая крупа на самом деле была известна среди славянских племен еще с VII столетия, однако «исконно русской» она не являлась — ее в Восточную Европу завезли из Византии. И названия она тогда имела другие: так, гречку больше тысячи лет назад называли «турецкой кашей», «арабским» или «языческим» зерном. Да и доступность ее была сильно ограничена: если на княжеском столе она могла появляться регулярно, то в обычных семьях ее были способны позволить разве что по праздникам.

    Однако наиболее занимательной с точки зрения современного человека определенно станет так называемая «березовая каша». Однако именно она считается исконно русским блюдом. Варили столь необыкновенное нынче блюдо из мелкой стружки березовой коры. Кроме того, рецептура березовой каши допускала использование также «серёжек» с дерева и даже трухи. Согласно сохранившейся информации об этом блюде, оно немного напоминало манку.

    Конечно, не кашей единой питались русичи во времена Владимира Крестителя. Были в их рационе и овощи. Правда, ассортимент последних значительно отличался от современного. К примеру, тысячу лет назад основным овощем считалась позабытая сегодня редька. Это сейчас она очень редко появляется на нашем столе, а тогда из нее готовили десятки блюд. Была даже соответствующая поговорка об этом овоще: «Семь перемен, а все редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком».

    Другими овощами, которые были на древнерусском столе, были репа и горох. Первая на протяжении многих столетий была настолько же популярна, насколько сегодня картофель. Кстати, именно он в ХVIII столетии вытеснил репу из повседневного рациона русского человека. Что касается гороха, то с ним пекли пироги, варили каши, а также перемалывали в муку.

    Жизненно необходимый белок древнерусский народ получал из мяса. Зачастую эта была рыба и дичь — мясо домашних животных вошло в повседневный рацион куда позднее. Но всегда на столе главным был хлеб. Вот его готовили на протяжении всей истории славян и намного ранее, что, впрочем, неудивительно. Однако во времена Владимира Великого его рецептура отличалась от более поздней. Так, тысячу лет назад хлеб готовили без добавления дрожжей.

    Не забывали славяне и о сладостях. Настоящим лакомством считалась смоква — десерт из плодов яблоневого и рябинового деревьев, которые были на Руси не редкостью. Можно сказать, что смоква являлась древнерусским вариантом мармелада или пастилы, ведь именно их она напоминает по вкусу. Еще одним исконно русским блюдом, которое знали еще в Х столетии, был кисель. И да, именно блюдо, ведь в те времена его не употребляли как напиток, а вываривали до более густой консистенции, разливали по тарелкам, а когда он окончательно застывал, разрезали на кусочки или ели ложкой.

    2. Рацион во времена князя Юрия Долгорукого (ХII век)

    Само собой, что даже с течением времени рацион древнерусского народа не претерпел каких-либо значительных изменений. Поэтому через сто лет после Владимира Крестителя, уже в период правления основателя Москвы князя Юрия Долгорукого подавляющее большинство вышеупомянутых продуктов и блюд все еще занимали свое законное место на столе русичей. Однако в этот период были и гастрономические нововведения, которые определенно стоит упомянуть.

    Так, на территорию Руси из Европы уже проникли новые корнеплоды. Ярким примером такого новшества стала морковь. Однако она в те времена выглядела совсем по-другому. Оказывается, до начала селекционной эпохи, дикая морковка имела белое корневище, а не привычное нам рыжее. Да и человечество приручило ее далеко не сразу, оттого она была какое-то время редкостью, а в западноевропейских государствах и вовсе считалась деликатесом.

    Еще одним овощем, который попал на столы наших предков во времена Юрия Долгорукого, да там и остался на столетия вперед — это свёкла. Как и гречневую крупу пятью веками ранее, этот овощ также завезли из Византии. А древнерусский народ приловчился делать из нее самые разные блюда. Особенно на этот процесс сказался тот факт, что поначалу в пищу употребляли исключительно ботву, и лишь позднее решили попробовать приготовить еще и корнеплод. Наиболее же популярным блюдом из свеклы, о котором известно и многим современным людям стал, как ни странно, квас. В частности, им очень любили опохмелиться после веселых празднеств.

    Разнообразнее стал и ассортимент круп в ХII столетии. Так, например, именно тогда на Руси появилась прародительница современной пшеницы — так называемая полба. Вот из нее и стали готовить кашу. Об этом блюде из одного из сортов пшеницы упоминает, в частности Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении «Сказка о попе и о работнике его Балде». Там главный герой произнес такую фразу: «Есть же мне давай вареную полбу».

    3. Древнерусские блюда времен Александра Невского (ХIII век)

    О том, какие блюда появились к ХIII столетию на Руси, можно судить из дошедшего до наших дней описания пира по случаю победы князя Александра Ярославовича в Невской битве 21 июля 1240 года. Конечно, там упоминается немало вышеупомянутых вкусностей, однако можно выделить и такие, о каких ранее русский человек не слыхивал.

    Если же вспомнить уже давно существующие в те времена блюда, то в описании пира можно найти упоминание отварного гороха, а также блюда из все тех же редьки, репы и капусты. Отдельного упоминания заслуживает один из старинных на наших землях рецептов супов — свекольную ботвинью с красной рыбой. Дичь и рыба подавались не только в цельном виде, но и с гарниром в виде каши, а также в качестве начинки для пирогов.

    Еще одним типов продуктов, которые неизменно присутствовали на столах русичей, были сезонные ягоды. В период, когда они созревали в лесных чащах, славяне лакомились черникой, малиной, ежевикой. Очень популярной в те времена была морошка, которая сегодня оказалась несколько забытой в сравнении с другими ягодами. Не обходили русичи стороной и грибы и пряные травы.

    Интересный факт: из пряностей, также как и из свеклы, на Руси делали квас. Наиболее популярными вариантами такого напитка был с добавлением мяты или тмина.

    Отдельного упоминания заслуживает практика употребления пряностей в те времена. Любой, кто знаком со средневековой историей, скажет, что специи тогда были настоящей ценностью в странах Европы. А вот на Руси с ними было намного проще. Все дело в том, что торговые пути из Азии в Европу, откуда на Запад и попадали специи, проходили как раз через территорию русских княжеств. Соответственно, и цены на них были ниже. Поэтому, тот же черный перец был на Руси более доступным и распространенным, чем в Европе.

    Кстати, именно доступность пряностей стали причиной появления сладкого угощения, которое вот уже многие столетия любят и взрослые, и дети. Речь идет о пряниках: собственно, свое нынешнее название они получили как раз в ХIII столетии, когда в них стали добавлять пряности. А вот первоначальный рецепт был известен еще с IХ века, но разительно отличался. Тогда данный тип выпечки назывался «медовый хлеб», а готовили его из ржаной муки, меда и ягодного сока. Соответственно, к прянику в привычном понимании он имел весьма опосредованное отношение.

    Выпекание древнерусских пряников было не просто лакомства ради. Приготовление этой сладости было сродни созданию произведения искусства. Специально под пряники изготавливались особые формы, которые позволяли «нарисовать» на них красивые узоры и даже полноценные картины. А некоторое время спустя такую же практику стали использовать и во время приготовления пирогов — оттого они и выглядят так красиво на старинных картинах.

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector