Agrodom93.ru

Агропромышленный комплекс
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие сельхоз культуры выращивали древние славяне?

Сельское хозяйство древних славян

Что выращивали древние славяне? Это показывают археологические раскопки, которые свидетельствуют о высокоразвитом земледелии славян, причем с использованием различного типа железного инвентаря, для работы в поле и не только. Из сельского инвентаря славяне использовали железные сошники, топоры, серпы, а также изготовляли серебряные украшения, копья, наконечники и удила, из гончарных предметов были глиняная посуда.

Системы земледелия

У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай. Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

Кирьянова Н.А.
О составе земледельческих культур Древней Руси X—XVвв. (по археологическим материалам)

Советская археология. № 4, 1979 г. Стр.72-85.
[72] – конец страницы.
OCR Bewerr.

Большое значение среди археологических материалов по истории земледелия Древней Руси имеют находки зерен растений, позволяющие восстановить состав культур и его изменения. Наибольшее число находок с зерном обнаружено на памятниках северо-запада и запада Древней Руси. Основная часть этих находок исследовалась в лаборатории естественнонаучных методов Института археологии АН СССР. Эти материалы и являются предметом рассмотрения.

Почти все зерна найдены обугленными. Большинство их хорошо сохранило форму. Однако встречаются зерна деформированные, поверхность которых покрыта раковинами различной величины, микрорельеф нарушен. Определение таких зерен затруднительно, но они составляют очень незначительную часть найденного материала. У части зерен (например, у овса, пленчатого ячменя) иногда сохраняются пленки. Хорошо сохраняют свой цвет и форму сгнившей зерновки необугленные пленки проса. Зерна проса, побывавшие в огне, спекаются в пористую массу, в которой заметны обуглившиеся пленки. Семена сорняков также обугливаются.

Количество находимых при раскопках зерен очень различно. Они встречаются единицами при зачистке слоя или небольшими скоплениями. Но иногда обгорелое зерно залегает пластом на месте сгоревшей постройки.

Около половины всех находок содержат зерна нескольких культур. Вряд ли верно объяснять такие находки существованием смешанных посевов, как это делают некоторые исследователи. 1) Если смесь зерен яровых культур и можно было бы отнести к смешанным посевам, то найденные вместе зерна яровых злаков, озимой ржи и бобовых культур объяснить наличием таких посевов невозможно. Скорее всего, зерна смешивались случайно при пожарах или последующем выравнивании площадей при новом строительстве.

При исследовании зерна производится его видовое определение. В каждой находке подсчитывается количество зерен различных культур. Зерна проса или пшена, спекшиеся в комки, а также остатки раздробленных пленок проса подсчету не поддаются. В ряде находок содержатся зерна других культур в спекшемся состоянии, но их количество крайне невелико. Размер таких находок исчисляется в см 3 . При дальнейшей обработке результатов определений спекшиеся зерна, а также зерна пшена, проса и его пленки принимаются в расчет только при вычислении процента [72] встречаемости каждой из культур в зерновых материалах. В количественном сравнении зерен по культурам они не учитываются. Все эти подсчеты позволяют выяснить количество находок, содержащих зерна каждой из культур, а также количественное соотношение зерен различных культур в определенный хронологический период. Эти данные могут указывать на значение культур в хозяйстве.

Определение видового состава семян сорняков, найденных среди зерен культурных растений, помогает решить ряд важных вопросов. Прежде всего удается с большой долей вероятности выяснить, выращено найденное зерно в районе, климатически и почвенно близком месту находки, или привезено из другой зоны. Принадлежность зерна с небольших городищ, 2) таких, как, например, Изборск, местному земледелию не вызывает сомнений. Выяснение места произрастания найденного зерна особенно важно для находок из раскопок городов. На ранних этапах развития городов связь их жителей с сельским хозяйством прослеживается вполне определенно. 3) С известной уверенностью решать вопрос о месте произрастания зерна, найденного в городе, мы можем для находок, содержащих кроме зерен культурных растений семена сорняков. Таких находок в районах северо-запада и запада Древней Руси насчитывается несколько более половины от общего числа. Для решения поставленного вопроса важное значение имеет изучение сложившегося в определенном районе состава сорняков. Проведя сравнение наиболее распространенных сорняков Новгородской обл. в настоящее время и видового состава сорняков, встреченных среди зерновых находок древнего Новгорода, А.В.Кирьянов пришел к выводу, что найденное зерно выращено на полях Новгородской земли. 4)

Исследованные в последние годы зерна пшеницы и ржи из археологических находок Новгорода, Изборска, Пскова, Торопца и памятников Белоруссии содержат как примесь семена куколя, подмаренника, пикульников, горца вьюнкового, смолевки, костров, бородавника обыкновенного, метлицы обыкновенной, мари белой, щавеля кислого, василька синего. Все эти сорняки в определителях отмечены как наиболее распространенные в центральном и западном районах Европейской России. 5)

Вместе с рожью из Смоленска (XIV в.) найдены семена костров ржаного и полевого, бородавника обыкновенного, подмаренника, мари белой, горца вьюнкового, щавеля кислого и пикульника. Все эти сорняки встречены среди амбарной массы зерна Смоленской губернии. 6)

Для определения места произрастания зерна важно не только наличие тех или иных сорняков, но и отсутствие некоторых из них. Так, среди зерновых материалов северо-запада и запада Руси только один раз встречены семена сорняка круглеца метельчатого. В Старой Руссе в слое XIII в. среди пленок проса найдены два семечка этого сорняка. Изданные недавно определители ареалом его называют всю Европейскую территорию. 7) Но более ранние работы отмечают его распространение на север [73] только до Московской обл. 8) В некоторых определителях зоной распространения круглеца метельчатого названы районы степи и лесостепи. 9) Интересно распространение этого сорняка в археологических материалах других памятников. Его семена найдены в зерне Старой Рязани, Любеча, Изяславля, городищ Болгары, Липинского, Золотаревского, Жокинского, 10) т.е. в южных памятниках центральной таежно-лесной области, в ее лиственно-лесной зоне серых лесных почв, и в области лесостепи. В то же время на Устюженском городище, расположенном в одной почвенной зоне с изучаемыми памятниками, но в восточной ее части, среди большого количества видов сорняков, характерных для этой территории, семян круглеца метельчатого не обнаружено. Приведенные сравнения позволяют предположить, что в Старой Руссе найдены остатки пленок проса, выращенного в более южных районах.

На всех памятниках, где встречены семена круглеца метельчатого, они содержатся не во всех, но в большом количестве находок. Там найдено также зерно, содержащее сорняки, распространенные на всей территории Восточной Европы. Возможно, среди зерна северо-запада и запада, содержащего сорняки, характерные для всей Восточной Европы, есть какое-то количество зерна, привезенного с юга, но оно должно быть очень невелико, так как при той распространенности специфически южных сорняков, какая наблюдается среди зерновых материалов лиственно-лесной зоны и лесостепи, столь ничтожное их количество на северо-западе и западе (одна находка) свидетельствует о том, что основную массу найденного там материала составляет зерно, выращенное в районах, по климату и почвам близких месту находок. 11)

Кроме района происхождения зерна, удается выяснить форму возделываемой культуры по составу сорняков ряда находок. Все определители указывают несколько специфических сорняков озимой ржи — костер ржаной и метлица обыкновенная Зерна ржи, среди которых найдены эти сорняки, можно считать принадлежащими посевам озимой формы культуры. На основании присутствия в зерне именно этих сорняков определена форма ржи из находок Новгорода 12) и Прибалтики. 13)

Уже было сказано, что наибольшее количество зерновых материалов Древней Руси найдено при раскопках памятников северо-запада и запада ее территории, входивших в состав Новгородской, Смоленской, Полоцкой и частично Киевской (Турово-Пинская волость) земель. 14) Вся изучаемая территория расположена в бореальном (умеренно холодном) поясе, в его центральной таежно-лесной области, в таежно-лесной с преобладанием подзолистых почв зоне этой области. 15) В изучаемый период изменений в процессах почвообразования не происходило. Растительные зоны имели в прошлом почти те же границы, что и в настоящее время, хотя внутри этих границ произошли за историческое время некоторые изменения, вызванные деятельностью человека. Работами климатологов выяснено, что [74] «в основных своих чертах климат в наше время остается таким же, каким он был в начале нашей эры». 16) Сравнение величины вегетационного периода, суммы активных температур и количества осадков изучаемой территории 17) с требованиями зерновых хлебов, предъявляемыми к почве и климату, 18) показывает, что зона благоприятна для возделывания сельскохозяйственных культур и обеспечивает выращивание одного урожая в год. 19)

При раскопках на 35 памятниках рассматриваемого района (рис.1) собраны зерновые материалы V—XV вв. В настоящее время они являются основой изучения состава земледельческих культур указанной территории Руси. 20)

Основное количество найденного зерна относится к X—XV вв. и рассматривается по двум историческим периодам: X — первая половина XIII в. и вторая половина XIII — XV в. Заслуживает внимания и рассмотрение зерновых находок второй половины I тысячелетия н.э., периода, предшествовавшего образованию Древнерусского государства.

Материалы этого времени найдены на семи памятниках (рис.1, табл.1). Найденные зерновые находки невелики, но на их основании довольно четко вырисовывается состав земледельческих культур и их соотношение в находках, что в известной мере может указывать на их соотношение в посевах. На первом месте по распространенности стоит пшеница, зерна мягкой пшеницы найдены на шести памятниках, на двух, кроме того, встречены зерна полбы. Ведущее положение среди зерновых культур на территории лесной полосы Восточной Европы пшеница начинает занимать только в эпоху раннего железа. До этого господствующей культурой был ячмень. 21) В изучаемый период ячмень, видимо, также занимал важное место в посевах. Он встречен на четырех памятниках, на двух из них он преобладает в находках.

Важной культурой для западных районов являются кормовые бобы. В основном это мелкоплодные бобы. Их зерна найдены в материалах четырех памятников. Несколько меньшее значение в находках имеет горох. Особенно много бобовых культур обнаружено на Банцеровском городище, где они являются преобладающими среди всех зерен.

Большой интерес представляют находки зерен проса. Они встречены на Банцеровском городище, на городище у дер.Близнаки, а также в Старой Ладоге в слоях середины VIII — начала IX в. и IX—X вв. В последнем памятнике на комках земли были найдены необгорелые зерновки и колосковые чешуи проса. Кроме пленок там найдена просяная солома растения, принадлежавшего разновидности метельчатого проса. Находка целого растения свидетельствует о местной его культуре. Вероятно, найденное просо относилось к форме развесистого проса, которое наименее требовательно к почве и имеет меньший вегетационный период. 22) На четырех памятниках найдено очень небольшое количество зерен овса. Эти находки не дают возможности считать овес самостоятельной [75] культурой. Вероятнее всего, в тот период он являлся в основном засорителем посевов ячменя и пшеницы. Во всяком случае единичные зерна овса в материалах с городища у дер.Близнаки обнаружены только с зернами этих культур. Остатки семян льна и льняной ткани, а также семян конопли свидетельствуют о знакомстве земледельцев с этими прядильно-масличными культурами.

Рис.1. Карта находок зерен культурных растений:
а — находки V—IX вв.; б — находки X — первой половины XIII в.; в — находки X—XV вв.; г — границы таежно-лесной с преобладанием подзолистых почв зоны центральной таежно-лесной области.
1-35 — пункты находок зерен; номера на карте соответствуют номерам в табл. 1, 2, 5

Большой интерес представляют находки зерен ржи. На территории северо-запада и запада лесной зоны в материалах трех памятников они встречены в очень небольшом количестве. Столь небольшие находки не дают оснований говорить о самостоятельных посевах ржи. Все эти зерна обнаружены среди зерен яровых культур. Видимо, они также принадлежат яровой форме ржи, произраставшей среди посевов других культур. Можно предположить, что первые самостоятельные посевы этой культуры также были яровыми.[76]

Вопрос 59. Земледелие и скотоводство в Древней Руси 9-13 вв

Основным населением Древней Руси были земледельцы. Поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними поселениями. Как правило, они располагались на высоких берегах небольших рек, в поймах которых были пашни и луга. Сельские поселения возникали и на водоразделах, где обрабатывались лесные участки. Основой хозяйства являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах Восточно-Европейской равнины определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена переложная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет, после чего его забрасывали до восстановления плодородия почвы.

В северных районах, покрытых многолетними лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После того удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель. Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частями — рало (в южных областях) и соху (на севере). Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны также просо, гречиха и ячмень.

Из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По находкам костей животных выяснено, что в IX-XII вв. разводили коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. К этому времени относится большое количество найденных археологами, древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для почвообрабатывающих орудий. Подъем сельского хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена [

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это определило их оседлый образ жизни. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы. Картофель был привезен из Америки позднее в XVIII в. Южные районы обгоняли в своем развитии северные. На севере, в районе таежных лесов господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, они засыхали. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два- три года участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась и приходилось уходить на другой участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, борона-суковатка, заступ, серп, цепы, каменные зерно теки и ручные жернова. *Поляне получили название, по мнению историка Н.М.Карамзина, от «чистых своих полей». (Карамзин Н.М. История государства Российского.- Т.I.- М.: 1989.- С.48.). Некоторые ученые считают, что князь Рюрик был из племени «Русь», однако большинство современных ученых отрицают существование такого племени. Большинство историков сходится во мнении, что это слово скандинавского происхождения, «русью» называли княжеских дружинников.

В южных районах ведущей системой земледелия был «перелог». Там плодородных земель было много и участок земли засевался в течение 2 — 3-х лет. С истощением земли переходили на другой участок. В качестве основного орудия труда использовали рало, а впоследствии — деревянный плуг с железным лемехом.

Славяне также занимались скотоводством, разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной зоне — лошадей. Из других занятий восточных славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда).Низкий уровень производительных сил требовал от славян огромных затрат труда. Такую работу мог выполнить только большой коллектив. Поэтому славяне жили в деревнях (*) родовыми общинами ( родами ) , они носили название » мир » ,»вервь» (**).родов имели общее имущество. Во главе родов стояли старейшины, выбираемые всем родом. На народном собрании (вече) решались все важнейшие дела племени. Во главе племени, объединяющем несколько родов, стоял князь. Племя имело свое ополчение, из которого пополнялась княжеская военная дружина. Князь и военные вожди также выбирались из лучших людей. Развитие межплеменных связей, организация совместных военных походов, подчинение сильными племенами более слабых приводило к объединению племен, к образованию племенных союзов, во главе которых также стояли князья.

Что выращивали на Руси, пока не появились помидоры с картошкой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Репа

Репа считалась главным овощем на Руси, а появилась она еще 40 (!) веков назад. В те времена продукт заменял картофель и практически выполнял роль «второго хлеба». Недаром ведь одна из самых популярных русских сказок именно о репке. Как только весной наступало тепло, сеяли белую репу. Овощ быстро созревал, но был не очень сладкий и хранился недолго. В середине лета сеяли уже знакомый нам желтый сорт, который можно было держать в земле до первых заморозков и хранить в подвале до января.

Читать еще:  Как правильно выращивать редис в открытом грунте?

2. Кубастый лук

Луком сегодня никого не удивишь. Вот только кроме привычного порея, репчатого и шалот, крестьяне выращивали кубастый сорт. Когда-то давно его вывели от репчатого жители Ростова Великого — одного из древнейших русских городов (расположен в Ярославской области). Лук примечателен тем, что в нем совсем не было остроты и горечи. Его ели как обычный корнеплод или вприкуску.

3. Брюква

Корнеплод появился благодаря скрещиванию капусты и репы. Безусловно, это произошло случайно, ведь селекцией в те годы никто не занимался. По вкусу напоминает репу, хотя ухаживать за брюквой намного проще. Чаще всего корнеплод высевали на севере и северо-западе Российской империи. Раньше зимы были намного суровее, чем сегодня, поэтому выращивали больше корнеплодов, ведь они хорошо хранятся. Также пользовались популярностью редис, корень петрушки, редька, пастернак, свекла.

4. Ревень

Овощ — исконно русское растение, которое напоминает лопух, только с более крупными листьями и массивными стеблями. Ревень неприхотлив в уходе и растет сам по себе как сорняк. В древности берега Волки были сплошь усеяны его ярко-розовыми стеблями. Из овоща готовили морсы, варили кисели, варенья и делали начинку для пирогов.

5. Серая капуста

Привычную для нас кочанную капусту выращивали только зажиточные люди. Она занимала много места грядках, поэтому сажать ее простым крестьянам было невыгодно. Вместо этого они выращивали серый сорт, который рос сплошным листовым ковром. Капуста была не очень сочной и сладкой, поэтому ее использовали только для крошева. Листья мелко нарезали, перекладывали с солью в бочках, дно которых обязательно присыпали ржаной мукой. Из квашенной капусты готовили щи, прозванные в народе холопскими.

6. Конопля

Блюдо из конопли считалось главной кашей на Руси, пока его не заменили привычные пшено, гречка и другие злаки. Также использовали конопляное масло, на котором жарили продукты, добавляли в каши, кисели, его ели с зеленью и вместе с хлебом. А семечки употребляли, чтобы насытить организм железом, цинком, фосфором, калием и другими элементами. Кроме того, из конопли шили разные текстильные изделия начиная от одежды и заканчивая рыболовными снастями.

7. Листовая горчица

По вкусу листовая горчица — что-то среднее между обычной горчицей и хреном. Пряную зелень добавляли в супы или ели вместе с другой «травой». Традиционная зерновая горчица появилась на Руси только к концу XVIII века. Немцы скрестили несколько сортов продукта, а потом новинка попала и на русские огороды.

8. Козлобородник пореелистный

Растение также называют овсяным корнем, однако больше всего оно напоминает садовые астры. На Руси ели и белые корни, и молодые стебли с листьями. Чтобы козлобородник не горчил, его отваривали в соленой воде. Корни можно жарить, тушить и добавлять в первые блюда. Сегодня козлобородник чаще всего сажают на огороде как растение-компаньон. Также выращивали амарант, редьку и хрен.

9. Примула

Молодые побеги примулы нарезали в салаты, использовали для ботвиньи (холодного супа на кислом квасе), тюри (холодного хлебного супа) и других блюд с обилием зелени.

Когда в 1861 году отменили крепостное право, картофель начал активно распространяться по огородам. А к концу XIX века он практически полностью вытеснил другие культуры и по сей день сохраняет овощное первенство. В продолжение темы советуем прочесть об «исконном меню»: какими блюдами был заставлен стол в Древней Руси.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Земледелие на Руси

Удобная навигация по статье:

Земледелие Древней Руси

Исследователи быта восточных славян сходятся во мнении, что первыми, кто открыл земледелие были женщины. И именно поэтому культ земли этой этнической группы так тесно связан с женским полом. Согласно их мнению, вынося сор из жилья, люди заметили, что некоторые семена прорастают и начали их культивировать.

Однако, со временем это практичное занятие потребовало больших территорий. Для обеспечения этого мужчины начали расчищать и вскапывать соседние с домом участки, преобразовавшиеся позже в поля, на которых славянами выращивались лён, конопля, а также злаковые культуры, необходимые для приготовления пищи и быта.

Основные системы земледелия Древней Руси

В качестве преобладающий систем земледелия у восточных славян выступали перелог и подсечно-огневая системы. При этом, каждая из этих систем использовалась в определённых климатических и географических условиях. К примеру, подсечно-огневой системой по большей части пользовались в северных районах (например, в Тайге). Её основным отличием выступало то, что славяне сразу в первый год срубали на выбранном ровном участке все деревья и давали им полностью высохнуть. На следующий год древесина сжигалась, а земля перекапывалась, удобряясь с золой. Такое поле давало отличные урожаи несколько лет, после чего его покидали и переходили к другому участку.

А вот так называемый перелог использовался чаще всего в южных областях. Суть его заключалась в освобождении территории от сорняков и её обработки инструментами труда. При этом, действовал тот же принцип «отдыха земли», согласно которому земледельцы переходили на другие территории, оставляя обработанную землю на семь – десять лет. Позже, данный вариант земледелия также назывался пашенным земледелием и с успехом применялся в областях степных лесов.

Какие культуры выращивали на Руси?

Основные культуры, выращиваемые восточными славянами, также полностью зависели от географического положения. Так, в южных областях люди выращивали пшеницу, полбу, а также пшено и гречиху. А вот на севере подготовленные поля засевались яровой пшеницей, озимой рожью, простом, овсом и ячменём.

Со временем земледелие развивалось и уже скоро на территориях Древней Руси стали выращиваться не только злаковые культуры, но и овощи. Наши предки отдавали предпочтение морковке, свекле, брюкве, тыкве, репе и бобовым культурам. Естественно, всё, что выращивал этот народ, употреблялось им же в пищу или использовалось для обеспечения удобства и быта.

Например, коноплю и лён, использовали для производства обуви (лаптей) и тканей для одежд.

Орудия труда древнерусских земледельцев

В тот исторический период земледелие являлось тяжёлым физическим трудом. Поэтому не удивительно, что первые изобретения появились именно в этой сфере быта восточных славян. Ведь для организации быстрой и эффективной работы людям необходимо было орудие, некоторые из которых мы может наблюдать и сегодня у современных огородников и садоводов.

Фактически, от наличия таких орудий труда и зависел будущий урожай, а также его количество. В числе самых давних орудий труда славян:

  • топор;
  • серп;
  • мотыга;
  • плуг и др.

Так как восточные славяне являлись язычниками, то большую часть их быта занимали ритуалы и различные обряды. Конечно же, не могли традиции обойти стороной и такую важную часть как земледелие. Люди верили, что правильно проведённый обряд мог задобрить богов и духов, что гарантировало им в будущем богатый урожай. Как правило, самые важные ритуалы проводились в период засева семян и сбора урожая.

Земледельческие ритуалы на Руси

К таким, например, относились и Масленичные обряды, которые проводились с 21 марта (день весеннего равноденствия) на Масленицу. Согласно традиции, каждый земледелец выносил во двор первый испечённый блин и клал его тёплым на сырую землю, что являлось подношением Яриле и Весне, а также ассоциировалось с прогревом замёрзшей земли-кормилицы солнечным теплом.

Ещё одним праздником, тесно связанным с выращиванием овощей и злаков являлся славянский праздник Красная горка, что означало в тот исторический период «красивую горку», то есть, украшенные первыми побегами растений холмы. Все посевы восточных славян по традиции обкатывались яйцом, посыпались костной мукой и заговаривались определёнными магическими заклинаниями, основной целью которых была охрана будущих урожаев от молний, града, засухи и болезней. Стоит отметить, что и в период христианской Руси, существовало немало песен, выполняющих аналогичные функции.

Каждый язычник считал землю под ногами живым существом и относился к ней так бережно, как мог, продолжая верить, что она чувствует его отношение и наградит его богатым урожаем, необходимым для пропитания и обмена с другими племенами. Трудно переоценить вклад наших предков в развитие земледелия. Как видите, современный человек всё ещё пользуется их инструментами и празднует их праздники, обрабатывая землю и ожидая больших урожаев.

Что выращивали древние земледельцы?

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук. Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб. Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли и скот. Изначально свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян? Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия. Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы. На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу. На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

Фото с сайта kpfu.ru

Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  • Коса. Коса – это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  • Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по – другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  • Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  • Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  • Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  • Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  • Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  • Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая – молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  • Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.
  • Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

    Славянские земледельческие обряды.

    Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  • Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  • Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  • Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  • Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  • Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  • Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  • Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.
  • Читать еще:  Как в домашних условиях выращивать редис?

    В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

    Сельское хозяйство древних славян

    Что выращивали древние славяне? Это показывают археологические раскопки, которые свидетельствуют о высокоразвитом земледелии славян, причем с использованием различного типа железного инвентаря, для работы в поле и не только. Из сельского инвентаря славяне использовали железные сошники, топоры, серпы, а также изготовляли серебряные украшения, копья, наконечники и удила, из гончарных предметов были глиняная посуда.

    Системы земледелия

    У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

    Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

    Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

    Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

    В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

    Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

    Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай.

    Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

    В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

    Славянская кухня. Первые злаки.

    Славяне испокон веков занимались земледелием. Об этом, рассказывая о скифах царских и скифах-пахарях, упоминает еще Геродот в IV в. до н.э. Все археологические раскопки подтверждают эти сведения. Славяне успешно возделывали землю на всей территории своего расселения. Уже в глубокой древности они сеяли пшеницу, ячмень, просо . Пшеница и просо, как правило, употреблялись в пищу, а ячмень выращивалась в основном как кормовая культура или как злак, идущий для приготовления пива, хотя иногда его использовали и для приготовления простой муки, идущей на пресные лепёшки.

    Надо заметить, что выращивали славяне пшеницу совсем не ту, что сейчас. Выращивали один из самых древних её видов – полбу . Помните, у Пушкина: «Есть же мне давай варёную полбу»? Полбу на самом деле в древности очень часто варили, причём использовали как целые зёрна, так и дроблёные и молотые (перетёртые). Собственно говоря, от тех действий, которые производили с полбой, и получила она своё второе название – пьшеница (от общеславянского корня *pьch-en «пихать», «толочь», «толкать», «тереть»). Когда это произошло, история умалчивает, известно только, что в старославянских и древнерусских памятниках письменности XI века слово это встречается очень часто.

    Как вы думаете, что связывает пшеницу и просо? Да, да, да. Просо тоже пихали, толкли и терли, а крупу, которая получалась в результате всех этих действий, стали называть пшеном . Просо, в отличие от полбы, давало очень обильный урожай. Неслучайно именно просо стало у славян символом плодородия, и на свадьбах молодых осыпали именно просом, а не капризной на урожай пшеницей.

    Когда славянские поселения продвинулись в северные районы, где пшеница плохо вызревала и давала небольшие урожаи, стали сеять также более неприхотливые рожь (жито) и овёс . Что самое удивительное – поначалу оба эти злака считались сорняками, мешавшими расти пшенице, просу и ячменю, но на севере именно рожь, овёс и ячмень оказались самыми устойчивыми и урожайными. Пшеница здесь росла плохо, а если не вымерзала и не вымокала, то давала совсем небольшой урожай. Красные колосья ржи в посевах пшеницы сразу были видны. Рудые, ржавые – всё это слова одного корня со словом рожь, — со временем они стали ассоциироваться с тем, что само является очень живучим и позволяет выжить человеку. Ржаной хлеб у славян, живущих в северных районах, стал более популярен, чем хлеб пшеничный. Он был более доступным и более дешёвым. Он стал поистине народным хлебом, а из пшеницы пекли только хлеб праздничный, ситный (из муки, просеянной через мелкое сито). Пшеничный хлеб постепенно стал доступен только в зажиточных домах.

    Овёс поначалу использовался только как кормовой злак. В названии его нет ничего, что как-то бы выделило его особые качества. Корень этого слова индоевропейский (*auig-; ср.: латыш. auzas, латин. avena) и обозначает просто «злак». Таким несущественным он казался индоевропейцам, что они и не подумали дать этому растению более значимое название. Но насколько необходимым в быте славян оказался овёс! Им не только кормили лошадей, но из него готовили и вкуснейшие каши, кисели, на овсяной муке пекли блины и пряники, да и в медицине овёс оказался полезен.

    Это были первые злаки, с которыми познакомились славяне и с которыми не расстаются по сей день. Уже в историческую эпоху славяне познакомились с гречихой и рисом, но рассказ о них будет дальше.

    Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.

    Гречиха попала к славянам вместе с татаро-монгольским нашествием. Родиной этого злака является Южная Азия: Индия, Непал, Пакистан, Китай. Отсюда гречиха попала на Урал и в Предуралье и кочевыми племенами тюрков была перенесена в Древнюю Русь. Произошло это около XIII века. Правда, не сразу это новое зерно прижилось у восточных славян. Не приняли его русичи от монголо-татар, но приняли от быстро перенявших сытную крупу греческих монахов, часто приезжавших в Русь по миссионерской надобности. Возделывать гречиху сначала стали при монастырях, в которых греческие монахи останавливались, а нередко и жили по нескольку лет. Сами они называли зерно татарским , но для русичей это была крупа греческая . Отсюда и название – греча , гречка, гречиха . С этим названием попала она и в Польшу ( gryka, hreczka ), а из Польши – в Германию, но уже с другим названием ( Buchweizen ). Впрочем, в Европу гречиха попала двумя путями: через восточных славян и поляков, а также через страны Малой Азии, куда воины Христа не раз отправлялись в свои крестовые походы. Именно потому, что гречиха впервые попала сюда из Малой Азии, называют её в Европе чаще сарацинской крупой или арабским хлебом .

    Очень интересным является тот факт, что чехи и словаки (под немецким влиянием) восприняли новое зерно как зерно, пришедшее не от греков или поляков, а от язычников, что и отражается в их названии крупы – pohanka «языческая».

    Известна эта крупа и южным славянам, также воспринявшим её от греков, но с греческим же корнем. Елда – называют её болгары, хељда – вторят им сербы и хорваты. А в греческом языке корень обозначает, не гречиху, один из родов хлеба. А ведь на самом деле гречиха по питательности ничем не уступает хлебу, испеченному из пшеницы, ржи или ячменя. И не только каши из греческой крупы варили, но и пресные лепешки с блинами из гречневой муки пекли.

    В Европу гречиха пришла только в XV в., когда основные вкусовые традиции этих народов практически уже сложились. Видимо, поэтому сарацинская крупа на европейском столе является нечастым гостем. Зато у славян, познавшим её почти на два столетия раньше, она стала поистине национальным продуктом.

    На Руси гречиха пользовалась особым почтением и вниманием. Существовал даже особый день, посвященный ей: 13 (26) июня – день Акулины Гречишницы. В этот день в сёлах обязательно варили мирскую гречневую кашу и раздавали её нищим. Почему? А вы почитайте сказку Н.Д.Телешова «Крупеничка». Там всё сказано. А Н.Д.Телешов не сам сказку придумал – пересказал народные сказы о прекрасной принцессе Крупеничке, похищенной татарами и превращённой каликой перехожей в гречишное зёрнышко о семидесяти семи зернах и развеянной ветром по семидесяти семи полям.

    Славянский огород в древности, что на нем росло?

    Картошка? Еще в середине XIXвека ей было занято всего 1,5% сельхозплощадей страны. Помидоры? Они и в Европе на грядках и столах появились только к концу XIXвека. Морковь? Да, ее на Руси ели активно, но вовсе не тот голландский ярко-оранжевый сорт, который распространен сейчас.
    Необходимо восстанавить историческую справедливость и рассказать о том, что росло на древнеславянском огороде.

    Несомненный номер один. Важнейший русский (и не только русский — ту же роль «второго хлеба» до появления картошки он играл, например, в Средней Азии) овощ, опытные огородники умудрялись собирать за лето два урожая. Ранней весной сеяли белую репу — более скороспелую, но не так хорошо хранящуюся и не такую сладкую. Убрав ее в середине лета, сеяли уже более знакомую нам желтую репу, которая держалась в земле до заморозков. Она прекрасно хранится в погребе вплоть до Рождества.

    Лук кубастый

    Лука наши предки выращивали множество сортов — сначала зеленый лук и лук-порей, затем репчатый, шалот и батун. Все эти сорта известны и сейчас, а вот кубастый лук забыт. Выведенный ростовскими огородниками из обычного репчатого, он лишен остроты и может употребляться, как обычный овощ.

    Гибрид репы и капусты. По вкусу схожа с первой, но гораздо питательней и неприхотливей репы, поэтому особенно активно выращивалась в северных и северозападных регионах Российской империи. Не менее активно на русских огородах выращивали корень петрушки, пастернак, свеклу, редьку и редис (все это есть и сейчас, а вот о брюкве забывают) — корнеплоды хорошо хранятся, а это крайне важно в условиях долгих и холодных зим.

    Серая капуста

    Знакомая нам кочанная капуста выращивалась лишь зажиточными крестьянами — ведь она на грядках занимала куда больше места, чем капуста листовая, или серая, которая росла сплошным листовым покровом. Не такая сладкая и сочная, как кочанная, эта капуста целиком шла на приготовление крошева. Для него капусту мелко-мелко нарезали, укладывали с крупной солью в бочки, дно которых присыпали ржаной мукой. Всю зиму из крошева варили щи, называемые холопскими.

    Молодую зелень этих цветов с философско-автомобильным названием выращивали на салаты, начинку для ботвиньи, тюри и прочих летних яств с зеленью.

    Неприхотлив, нетребователен, растет буквально как сорняк — но из его стеблей готовили прекрасные кисели и морсы, варенье и начинку для сладких пирогов. Посмотрите внимательно — возможно, среди лопухов и одуванчиков на вашей даче тоже растет ревень.

    Главная масличная культура в средней полосе России, сейчас из-за заморского неестественного употребления запрещенная. Конопляным маслом заправляли каши и кисели, на нем жарили, с ним ели зелень или просто свежий ржаной хлеб.

    Листовая горчица

    Пряная зелень, напоминающая по вкусу горчицу и хрен одновременно. Листовую горчицу добавляли в окрошки и ботвиньи и ели так, с другой зеленью. Известная нам зерновая горчица появилась в России только в конце XVIIIвека, когда дикой горчице привили черенки горчицы немецкой. Немцы, собственно, это и сделали.

    Козлобородник

    Он же овсяный корень. К овсу, впрочем, не имеет никакого отношения — это родственник обычных садовых астр. Длинные белые, с легким рыбным привкусом корни растения крестьяне собирали по осени, варили, тушили и жарили, как и прочие многочисленные корнеплоды.

    Земледелие восточных славян

    В пастоящем издании один из томов специально посвящен древней Руси. Поэтому здесь хозяйственная деятельность и общественный строй рассматриваются только для периода до IX в., когда у восточных славян складываются раннефеодальные отношения и формируется древнерусское государство.

    Археологические материалы служат важнейшим источником освещения социально-экономической жизни восточнославянского общества в период, предшествующий сложению государственности. Фрагментарные свидетельства письменных источников подтверждают выводы и наблюдения, полученные на основе данных археологии.

    Основным занятием славян второй половины I тысячелетия и. э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. К рассматриваемому здесь времени славяне, занимавшие плодородные лесостепные области Восточной Европы, достигли значительных успехов в развитии земледелия. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужпому, пашенному возделыванию земли того периода, когда среднеднепров- скне области находились в орбите ировинциальнорим- ской культуры.

    Одпим из важных показателей хозяйства и экономики славянского общества рассматриваемого здесь периода служит характер поселений. При выборе мест для них, несомненно, принимались во внимание прежде всего хозяйственные выгоды. Славянские поселения второй половины I тысячелетия и. э. отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. Это касается не только южных районов восточнославянского расселения, ио и северных: население, оставившее сопки и длинные курганы, занимало главным образом такие местности, которые, как показывают почвенные карты, были наиболее пригодны для сельскохозяйственной деятельности (Седов В. В., 1970а, с. 9, 10).

    При раскопках славянских поселений времени, предшествующего сложению древнерусского государства, получены данные, которые прямо свидетельствуют о развитии земледелия. Па многих поселениях найдены земледельческие орудия — железные нараль- ники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда.

    В VT—X вв. в южной части восточнославянской территории применялись весьма близкие по форме и пазмерлм широколопастные наральники с плечиками ( LXI). Они симметричны, с широкой, в виде равнобедренного треугольника, рабочей частью, часто утолщенной с помощью наварных пластин, и суженной трубицей. Делались наральники из одного куска железа. Для них характерны следующие размеры: длина 16—21,5 см, ширина лопасти 8—12 м. ширина втулки 6—8 см. Расширенная лопасть и узкая, почти разомкнутая втулка позволяют предполагать, что эти наконечники принадлежали орудию типа рала с полозом. используемого на сравнительно легких, вероятно старопахотных почвах (Чернецов А. В., 1976, с. 34). Такие наральники найдены при раскопках поселений в Пеньковке, Стецовке, Сахновке, Пастырском, Григоровке, Зимно, Рипневе, Хотомеле, Княжей Горе (Канев), Новотроицком, Волынцеве и др. Наконечники с плечиками известны в Восточной Европе с черпяховского периода. Но тогда они еще по получили широкого распространения. Классификация восточноевропейских наконечников пахотных орудий сделана Ю. А. Красновым (Краснов Ю. А., 1978, с, 98-113).

    Единичными находками представлены в южных землях восточнославянского расселения и наконечники без плечиков.

    Другой металлической частью землеобрабатываю- щих орудий были чересла — плужные пожи. На селище у д. Хотомель найдено черенковое чепесло, выкованное целиком из железа (Кухаренко Ю. В., 1961, 9, 17). Известны и втульчятьте чересла (Ляпушкин И. И., 1958а, LXXXVII, 3).

    Во второй половине I тысячелетия н. э. первые железные наконечники пахотных орудий появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В основном это наральники без плечиков.

    Наиболее ранним из них является сошник, найденный на берегу р. Ладожка в Старой Ладоге (Орлов С. Я., 1956, с. 142—144). Он прямоугольный в плане, с округлым рабочим краем. Втульчатая тру- бица образована двумя боковыми закраинами. Длина сошника 13,6 см. наибольшая ширина — 9,5 см.

    Датировать эту находку затруднительно. Можно полагать, что она относится ко времени основания Староладожского поселения. Ближайшие по формам и размерам сошники известны в Средней Европе, где они встречены в германских и славянских землях на памятниках поздперимской и раннесреднечековой поры. Вероятно, оттуда сошники рассматриваемого типа проникли иа рубеже VI и VII вв. в северные области восточнославянского расселения и бытовали здесь вплоть до XI в. (Миролюбов М. А., 1972, с. 118, 119).

    В горизонте Е3 культурного слоя Старой Ладоги (VIII в.) найден сошиик, имеющий рабочую часть в форме равнобедренного треугольника. В верхней части загнутые края образовывали втулку-трубицу, при помощи которой сошник крепился с деревянной частью сохи — рассохой. Длина его 15,5 см, ширина спинки 7 см ( XX, 1).

    Очевидно, этот сошник занимает промежуточное положение между упомянутым более ранним орудием, найденным на берегу Ладожкн, н более поздними древнерусскими (Миролюбов М. А., 1972, с. 121).

    Читать еще:  Годжи как выращивать в домашних условиях

    Сошник того же типа, но более длинный, найден в слое Д Старой Ладоги (X в.). Подобные землеобра- батывающие орудия были в употреблении на широкой территории северной части Восточной Европы. Они встречены и в древнерусских курганах (Ува- ров А. С., 1871, с. 115), и среди древностей прибалтийских и поволжско-камских племен.

    Аналогичные сошники предназначались для пахотных орудий, используемых для обработки вновь осваиваемых участков, освобожденных из-под леса подсечно-огневой системой, или залежных земель. Такой сохой предварительно взрыхляли верхний слой земли, а потом для полной обработки поля проходили сохой по нескольку раз.

    Тягловой силой для работы пашенными орудиями как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О широком использовании лошади для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах. На основании косвенных данных (па поселениях костные остатки лошадей в числе пищевых отбросов встречаются в очень небольшом количестве, свидетельствуя о том, что мясо лошади использовалось для питания в сравнительно редких случаях) можно утверждать, что при обработке пахотных участков и во второй половине I тысячелетия н. э. применялась лошадь.

    В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы в этот период заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через три-четыре года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками (Третьяков П. Н., 1932).

    Однако раскопки последних десятилетий показывают, что роль подсечного земледелия у славян лесной полосы Восточной Европы преувеличена. Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.

    Очевидно, подсека применялась в основном при расширении пахотных полей, для освоения новых участков земли под пашню. Господствовала же переложная система земледелия.

    В лесостепной зоне имелись крупные, свободпые от лесных массивов участки, поэтому здесь наряду с перелогом, очевидно, возникла система севооборота — двухполье или трехполье. Скорее всего и в лесной полосе в последних веках I тысячелетия н. э. на старопахотных землях выработалась такая же система севооборота.

    Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Они применялись также для очистки пашенных орудий от налипшей земли. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Поднепровья, в Побужье и Днестровско-Ду- найском междуречье. В X в. распространяются железные мотыги, служившие для обработки как пахотных полей, так и участков, предназначенных для огородных культур.

    Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Некоторые из топоров специально предназначались для рубки леса. Они железные, массивные, с удлиненным узким клиновидным лезвием и закругленным обухом. Находки таких топоров на памятниках восточнославянских племен немногочисленны, но повсеместны.

    Урожай с полей снимали при помощи серпов так же, как это делали еще в недавнее время ( LXII). В середине и второй половине I тысячелетия н. э. скадывается форма серпа, близкая к современной,— клинок близок по форме параболе или части эллиптической кривой, черенок отогнут наружу, он вбивался в короткую деревянную рукоятку. Нос серпа слегка загибается внутрь — конструктивная особенность, с помощью которой растения формируются в пучки, а лишние отбрасываются в сторону. Современные серпы Восточной Европы восходят главным образом к описанным раннесредневековым орудиям (Ми- насян Р. С., 1978а, с. 82—84), которые ведут свое происхождение от аналогичных римских и провин- циальноримских. В середине I тысячелетия н. э. такие серпы получают широкое распространение у славянского населения, представленного пражско-кор- чакскими и пражско-пеньковскими древностями. В VIII—IX вв. серпы этого типа появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В более раннее время здесь бытовали слабоизошутые серпы с клиновидным клинком, непосредственно переходящим в черенок, и серповидные ножи, восходящие к раннему железному веку.

    На славянских памятниках второй половины I тысячелетия н. э. изредка встречаются косы-горбуши ( LXII). Для уборки урожая они, по-видимому, использовались в исключительных случаях, в основном ими косили траву на сено.

    Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах — специальных погребах, округлых в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывавшиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. Кроме того, были распространены крупные глиняные сосуды-зерновики. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.

    Переработка зерна на муку осуществлялась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород — известняка, песчаника, кварцита и т. п., были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Различаются верхние и нижние диски: верхние, более массивные, имели вогнутую рабочую поверхность, нижние — выпуклую. Вращение жернова производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова. Жернова или их фрагменты при раскопках встречены на очень многих поселениях пражско-корчакской и пражско-пеньковской культур (Бакота, Ьранешты 1, Внльховец, Городок, Зеленый Гай, Кавегчина, Лоиатна, Jiyr 1, Малинов- цы, остров Мытковскин, Пезвнско, Одая, Рашков, Раскайцы, Сахновка, Семенки, Ханска и др.). Исследователь восточноевропейских жерновов 1 тысячелетня н. э. Р. С. Минасян утверждает, что в землях к северу от Припяти и Десны в VI — VII вв. еще широко бытовали зернотерки (Минасян Р. С., 1978в, с. 101— 112). Только приблизительно с VIII в. жернова распространяются в Верхнем Поднепровье (древнейшие находки — в Тушемле и Городке на Смоленщине и в Дедиловичах в бассейне Березины) и далее на север (Изборское городище и Камно иа Псковщине, Сельцо в Новгородской обл.).

    Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки, встреченные на многих славянских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. не только в южных, но и в северных районах восточнославянской территории. Обычно они имели круглую форму (диаметр 15—20 см) и были снабжены невысокими бортиками, изредка украшенными пальцевыми вдавлениями по краю. На таких сковородах пекли хлебцы или лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса (Skruzny L., 1964, s. 370—391). Пекли хлеб или другую пищу в печах. При раскопках селища Одая в бассейне Днестра в печи-каменке одного из полуземляночных жилищ найдена глиняная сковорода, установленная на поде.

    Древние авторы оставили скудные сведения о земледельческих культурах, возделывавшихся славянами накануне образования древнерусского государства. Византийский автор VI в. Маврикий сообщает, что основными культурами у антов и с(к)лавинов были пшеница и нросо (Мишулин А. В., 1941, с. 253). Персидский историк X в. Гардизи отмечал, что большая часть посевов славян состояла из проса (Новосельцев А. П., 1965, с. 390).

    О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами в V—IX вв., полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Находки зерен злаков и отпечатков зерна на глиняной посуде или обмазке при археологических исследованиях памятников Днестровско-Прутского междуречья позволяют утверждать, что славяне возделывали почти все культуры — просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень и др. (Янушевич 3. В., 1976). При раскопках Новотроицкого городища выявлены обгорелые зерна пшеницы двух сортов — твердой и мягкой, озимой ржи, ячменя и, вероятно, проса (Ляпушкин И. И., 1958а, с. 211, 212).

    Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений второй половины I тысячелетия п. э. лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур (Кирьянова Н. А., 1979, с. 72—84). Так, на городищах Банцеровщина, Близнаки, Демидовка и Загорцы, относящихся к тушемлинско-банцеровской культуре, найдены зерна мягкой пшеницы, ячменя, проса, овса, бобов, гороха и вики. На городище Камно под Псковом в слоях VIII—X вв. обнаружены зерна мягкой пшеницы, полбы, ячменя, бобов, гороха, овса и конопли. Первые находки озимой ржи датируются IX в. (городище Свила I на Витебщине).

    Исследованиями зерновых остатков, полученных при раскопках нижнего слоя Старой Ладоги, показано, что основную массу пх составляют зерна ншеии- цы двузернянки—полбы, меньшая часть принадлежит зернам мягкой пшеницы, овса, ячменя, ржи и проса (Кирьянов А. В., 1959, с. 312-314). В слоях X в. Новгорода среди зерновых находок преобладают зерна проса, меньше зерен ржи, ячменя и пшеницы (.Кирьянов А. В., 1959, с. 321-324).

    К содержанию книги: Славяне

    Смотрите также:

    Нравы Славян Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие.
    Древние славяне. Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в.

    Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие.
    В VI в. их сменили авары1 которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

    Важнейшим занятием восточных славян было земледелие. Выращивались просо, рожь, пшеница, лен.

    иной, более высокий уровень жизни: земледелие велось.
    славянземледельцев в торговле с возрожденным Причерноморьем.

    Какие сельхоз культуры выращивали древние славяне

    Земледелие на Руси

    Удобная навигация по статье:

    Земледелие Древней Руси

    Исследователи быта восточных славян сходятся во мнении, что первыми, кто открыл земледелие были женщины. И именно поэтому культ земли этой этнической группы так тесно связан с женским полом. Согласно их мнению, вынося сор из жилья, люди заметили, что некоторые семена прорастают и начали их культивировать.

    Однако, со временем это практичное занятие потребовало больших территорий. Для обеспечения этого мужчины начали расчищать и вскапывать соседние с домом участки, преобразовавшиеся позже в поля, на которых славянами выращивались лён, конопля, а также злаковые культуры, необходимые для приготовления пищи и быта.

    Основные системы земледелия Древней Руси

    В качестве преобладающий систем земледелия у восточных славян выступали перелог и подсечно-огневая системы. При этом, каждая из этих систем использовалась в определённых климатических и географических условиях. К примеру, подсечно-огневой системой по большей части пользовались в северных районах (например, в Тайге). Её основным отличием выступало то, что славяне сразу в первый год срубали на выбранном ровном участке все деревья и давали им полностью высохнуть. На следующий год древесина сжигалась, а земля перекапывалась, удобряясь с золой. Такое поле давало отличные урожаи несколько лет, после чего его покидали и переходили к другому участку.

    А вот так называемый перелог использовался чаще всего в южных областях. Суть его заключалась в освобождении территории от сорняков и её обработки инструментами труда. При этом, действовал тот же принцип «отдыха земли», согласно которому земледельцы переходили на другие территории, оставляя обработанную землю на семь – десять лет. Позже, данный вариант земледелия также назывался пашенным земледелием и с успехом применялся в областях степных лесов.

    Какие культуры выращивали на Руси?

    Основные культуры, выращиваемые восточными славянами, также полностью зависели от географического положения. Так, в южных областях люди выращивали пшеницу, полбу, а также пшено и гречиху. А вот на севере подготовленные поля засевались яровой пшеницей, озимой рожью, простом, овсом и ячменём.

    Со временем земледелие развивалось и уже скоро на территориях Древней Руси стали выращиваться не только злаковые культуры, но и овощи. Наши предки отдавали предпочтение морковке, свекле, брюкве, тыкве, репе и бобовым культурам. Естественно, всё, что выращивал этот народ, употреблялось им же в пищу или использовалось для обеспечения удобства и быта.

    Например, коноплю и лён, использовали для производства обуви (лаптей) и тканей для одежд.

    Орудия труда древнерусских земледельцев

    В тот исторический период земледелие являлось тяжёлым физическим трудом. Поэтому не удивительно, что первые изобретения появились именно в этой сфере быта восточных славян. Ведь для организации быстрой и эффективной работы людям необходимо было орудие, некоторые из которых мы может наблюдать и сегодня у современных огородников и садоводов.

    Фактически, от наличия таких орудий труда и зависел будущий урожай, а также его количество. В числе самых давних орудий труда славян:

    Так как восточные славяне являлись язычниками, то большую часть их быта занимали ритуалы и различные обряды. Конечно же, не могли традиции обойти стороной и такую важную часть как земледелие. Люди верили, что правильно проведённый обряд мог задобрить богов и духов, что гарантировало им в будущем богатый урожай. Как правило, самые важные ритуалы проводились в период засева семян и сбора урожая.

    Земледельческие ритуалы на Руси

    К таким, например, относились и Масленичные обряды, которые проводились с 21 марта (день весеннего равноденствия) на Масленицу. Согласно традиции, каждый земледелец выносил во двор первый испечённый блин и клал его тёплым на сырую землю, что являлось подношением Яриле и Весне, а также ассоциировалось с прогревом замёрзшей земли-кормилицы солнечным теплом.

    Ещё одним праздником, тесно связанным с выращиванием овощей и злаков являлся славянский праздник Красная горка, что означало в тот исторический период «красивую горку», то есть, украшенные первыми побегами растений холмы. Все посевы восточных славян по традиции обкатывались яйцом, посыпались костной мукой и заговаривались определёнными магическими заклинаниями, основной целью которых была охрана будущих урожаев от молний, града, засухи и болезней. Стоит отметить, что и в период христианской Руси, существовало немало песен, выполняющих аналогичные функции.

    Каждый язычник считал землю под ногами живым существом и относился к ней так бережно, как мог, продолжая верить, что она чувствует его отношение и наградит его богатым урожаем, необходимым для пропитания и обмена с другими племенами. Трудно переоценить вклад наших предков в развитие земледелия. Как видите, современный человек всё ещё пользуется их инструментами и празднует их праздники, обрабатывая землю и ожидая больших урожаев.

    Какие сельхоз культуры выращивали древние славяне

    Войти

    Огород. Что традиционно выращивали на Руси?

    Первоначально центрами огородничества были монастыри и княжеские владения. На них с древнейших времен и до появления картофеля на территории России возделывалась репа. Она являлась основной овощной культурой, из нее готовили множество разнообразных блюд и считали вторым хлебом. Бобы известны в культуре на Руси приблизительно с VII века. Свекла и редька стали известны в Киевской Руси в XI веке и позже распространились на Москву, Новгород и Псков, где эти овощные культуры выращивали практически повсеместно. Брюква была завезена на территорию Руси из причерноморских греческих колоний, быстро прижилась и получила широкое признание. Эта культура также интенсивно возделывалась в разных регионах. Капуста появилась у нас в начале X век, причем во многих землях после уборки капусты устраивались праздники с гуляньями и приготовлением блюд из капусты. До XVII века выращивали только бледно-желтые корнеплоды моркови, а оранжевые сорта появились значительно позже.

    После образования Московского государства появились так называемые царские огороды, снабжавшие царский двор овощами и даже некоторыми бахчевыми культурами. Так, например, в далеком в те времена от Москвы селе Измайлово было два царских огорода. Первый из них носил неизвестно как возникшее название “Виноградный”, хотя никакого отношения к выращиванию винограда не имел, на этом огороде возделывали капусту и зелень. Второй из царских огородов назывался “Просяной” и снабжал двор тепличными огурцами и дынями.

    Однако на промышленную основу овощеводство поставил Петр I, который лично изучил культуру возделывания овощей в Голландии. Им же был основан первый коммерческий центр овощеводства – окрестности озера Неро под Ярославлем. Причем российский государь специально направил на обучение в Голландию нескольких местных овощеводов. Появлением редиса мы также обязаны Петру I, который завез его из Франции и настоял на его выращивании. Удивительно, но также как и картофель, редис, называемый «французской редькой» не сразу получил широкое распространение, и объемы его выращивания стали значительными только к концу XVIII века.

    Чем же питалась Россия в конце 18 века? Как свидетельствуют церковные летописи и записи, которые велись в дворянских усадьбах, до начала 19 века крестьянские огороды были, как правило, очень небольшими. Так, Василий Приклонский сообщает, что в север-ной половине Тульской губернии “во многих местах в огороде не более 10—15 грядок”, в Галицкой провинции “огороды малы”. В свою очередь, минимальный размер огородов до предела сужал инте¬ресы крестьянина в овощеводстве, ограничивая ассортимент овощных культур наиболее важными в хозяйстве.

    Из известных сегодня овощей в крестьянских огородах росли: морковь, свекла, репа, огурцы и иногда кочанная, но больше “серая” (листовая). В северной части России выбор был еще более скромен: в Холмогорском уезде капуста, свекла, морковь и лук выращивались “местами”, репа и редька росли лишь на полях возле лесов, а также “на песках, покрытых илом”, бобы, горох, сельдерей и петрушка удавались “не ежегодно”, хмель рос “в очень редких местах”. В Мезенском, Шенкурском и Онежском уездах в огородах были лишь капуста, редька и репа, причем капуста родилась “не везде”. Как отмечают бытописатели тех лет, морковь и капуста росли лишь в некоторых городских посадах и селениях близ Архангельска: «по левую сторону Двины сажали морковь, лук, чеснок, красную, белую (обыкновенную) “серую” (листовую) капусту, а также пастернак и некоторые поваренные травы», завезенные в Архангельскую губернию ростовскими огородниками-отходниками. Причем произведенную продукцию из Архангельска поставляли в Норвегию.

    Условия Московской губернии более благоприятны для производства овощей. Поэтому не удивительно, что здесь получали хорошие урожаи капусты, огурцов, свеклы, моркови, репы, лука, чеснока для собственных нужд и на продажу. Однако вокруг самого крупного городского центра — Москвы, сложилась особая обстановка. Ввиду сильного развития ремесла, высокой плотности городской застройки московские огородники не могли удовлетворить рыночный спрос. Поэтому в орбиту торгового огородничества были втянуты ближайшие к Москве сельские районы. В селениях по рекам Москве, Клязьме и Оке “упражнялись в сажании огородных овощей: свеклы, моркови, редьки, луку, чесноку, огурцов, капусты и картофеля так, что во многих селениях почти все поля обращены в огороды”. Именно с этой поры Верейский уезд и г. Бронницы известны, как центр коммерческого производства “лука и чеснока”.

    . в большинстве нечерноземных районов России ведущими культурами крестьянских огородов были в первую очередь репа, редька и капуста. Именно они составляли основу пищи «русского мужика средней полосы России” *

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector