Agrodom93.ru

Агропромышленный комплекс
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

Сельское хозяйство древних славян

Что выращивали древние славяне? Это показывают археологические раскопки, которые свидетельствуют о высокоразвитом земледелии славян, причем с использованием различного типа железного инвентаря, для работы в поле и не только. Из сельского инвентаря славяне использовали железные сошники, топоры, серпы, а также изготовляли серебряные украшения, копья, наконечники и удила, из гончарных предметов были глиняная посуда.

Системы земледелия

У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай. Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

Земледелие на Руси

Удобная навигация по статье:

Земледелие Древней Руси

Исследователи быта восточных славян сходятся во мнении, что первыми, кто открыл земледелие были женщины. И именно поэтому культ земли этой этнической группы так тесно связан с женским полом. Согласно их мнению, вынося сор из жилья, люди заметили, что некоторые семена прорастают и начали их культивировать.

Однако, со временем это практичное занятие потребовало больших территорий. Для обеспечения этого мужчины начали расчищать и вскапывать соседние с домом участки, преобразовавшиеся позже в поля, на которых славянами выращивались лён, конопля, а также злаковые культуры, необходимые для приготовления пищи и быта.

Основные системы земледелия Древней Руси

В качестве преобладающий систем земледелия у восточных славян выступали перелог и подсечно-огневая системы. При этом, каждая из этих систем использовалась в определённых климатических и географических условиях. К примеру, подсечно-огневой системой по большей части пользовались в северных районах (например, в Тайге). Её основным отличием выступало то, что славяне сразу в первый год срубали на выбранном ровном участке все деревья и давали им полностью высохнуть. На следующий год древесина сжигалась, а земля перекапывалась, удобряясь с золой. Такое поле давало отличные урожаи несколько лет, после чего его покидали и переходили к другому участку.

А вот так называемый перелог использовался чаще всего в южных областях. Суть его заключалась в освобождении территории от сорняков и её обработки инструментами труда. При этом, действовал тот же принцип «отдыха земли», согласно которому земледельцы переходили на другие территории, оставляя обработанную землю на семь – десять лет. Позже, данный вариант земледелия также назывался пашенным земледелием и с успехом применялся в областях степных лесов.

Какие культуры выращивали на Руси?

Основные культуры, выращиваемые восточными славянами, также полностью зависели от географического положения. Так, в южных областях люди выращивали пшеницу, полбу, а также пшено и гречиху. А вот на севере подготовленные поля засевались яровой пшеницей, озимой рожью, простом, овсом и ячменём.

Со временем земледелие развивалось и уже скоро на территориях Древней Руси стали выращиваться не только злаковые культуры, но и овощи. Наши предки отдавали предпочтение морковке, свекле, брюкве, тыкве, репе и бобовым культурам. Естественно, всё, что выращивал этот народ, употреблялось им же в пищу или использовалось для обеспечения удобства и быта.

Например, коноплю и лён, использовали для производства обуви (лаптей) и тканей для одежд.

Орудия труда древнерусских земледельцев

В тот исторический период земледелие являлось тяжёлым физическим трудом. Поэтому не удивительно, что первые изобретения появились именно в этой сфере быта восточных славян. Ведь для организации быстрой и эффективной работы людям необходимо было орудие, некоторые из которых мы может наблюдать и сегодня у современных огородников и садоводов.

Фактически, от наличия таких орудий труда и зависел будущий урожай, а также его количество. В числе самых давних орудий труда славян:

  • топор;
  • серп;
  • мотыга;
  • плуг и др.

Так как восточные славяне являлись язычниками, то большую часть их быта занимали ритуалы и различные обряды. Конечно же, не могли традиции обойти стороной и такую важную часть как земледелие. Люди верили, что правильно проведённый обряд мог задобрить богов и духов, что гарантировало им в будущем богатый урожай. Как правило, самые важные ритуалы проводились в период засева семян и сбора урожая.

Земледельческие ритуалы на Руси

К таким, например, относились и Масленичные обряды, которые проводились с 21 марта (день весеннего равноденствия) на Масленицу. Согласно традиции, каждый земледелец выносил во двор первый испечённый блин и клал его тёплым на сырую землю, что являлось подношением Яриле и Весне, а также ассоциировалось с прогревом замёрзшей земли-кормилицы солнечным теплом.

Ещё одним праздником, тесно связанным с выращиванием овощей и злаков являлся славянский праздник Красная горка, что означало в тот исторический период «красивую горку», то есть, украшенные первыми побегами растений холмы. Все посевы восточных славян по традиции обкатывались яйцом, посыпались костной мукой и заговаривались определёнными магическими заклинаниями, основной целью которых была охрана будущих урожаев от молний, града, засухи и болезней. Стоит отметить, что и в период христианской Руси, существовало немало песен, выполняющих аналогичные функции.

Каждый язычник считал землю под ногами живым существом и относился к ней так бережно, как мог, продолжая верить, что она чувствует его отношение и наградит его богатым урожаем, необходимым для пропитания и обмена с другими племенами. Трудно переоценить вклад наших предков в развитие земледелия. Как видите, современный человек всё ещё пользуется их инструментами и празднует их праздники, обрабатывая землю и ожидая больших урожаев.

Занятия восточных славян — кратко

В предложенной статье кратко и доступно излагается основная информация по теме «Занятия восточных славян», которая будет полезна школьникам.

Земледелие

Главным занятием восточных славян, как не сложно догадаться, являлось земледелие. Они выращивали такие зерновые культуры, как рожь, пшеницу, ячмень. В местах расселения славян археологи также нашли остатки некоторых огородных культур, например, свёклы, капусты, моркови. Очень широко была распространена репа.

В северных и южных регионах способы возделывания земли были разные. На севере (в лесной зоне) получило распространение подсечно-огневое земледелие. Когда люди приходили на новое место, они вырубали деревья либо подрезали на них кору. Через год высохшие остатки сжигались там же. Зола хорошо удобряла почву. Такой участок давал высокий урожай в течение двух-трёх лет, после чего приходилось искать новое место. В южных лесостепных районах основным способом земледелия был перелог. Чернозёмные почвы юга позволяли без сложностей переходить на новый участок после истощения прежнего.

Скотоводство

Большое значение для славян также имело скотоводство. Славянские племена занимались разведением свиней, коров, мелкого рогатого скота. Это обеспечивало людей мясными и молочными продуктами, шерстью и кожей. Волы (кастрированные самцы крупного рогатого скота) и лошади использовались как тягловые животные для работы на пашне.

Бортничество

Бортевое пчеловодство, или бортничество, — самая древняя форма пчеловодства, которая существовала задолго до распространения пасечного пчеловодства на Руси. Мёд добывался из деревьев, в дуплах которых обитали пчёлы. При этом само дупло («борть») могло образоваться в дупле как естественным путём, так и искусственным, то есть с помощью человека.

Охота и рыболовство

Охотились славяне в основном на тех животных, чей мех высоко ценился. Это белка, куница, соболь, горностай, лиса. Рыболовство не играло ключевую роль в хозяйстве Древней Руси. Тем не менее рыба присутствовала в рационе людей, живущих у рек. Ловилась она в основном сетями или гарпунами.

Ремесло

У восточных славян были хорошо развиты кузнечное, гончарное (изготовление посуды из глины), ткацкое, ювелирное ремёсла. Ремесленники селились в городах, в части города, называемой посадом. Отдельные районы, которые населялись людьми, занимающимися одним и тем же ремеслом, назывались слободами.

Торговля

Города являлись центрами не только ремесла, но и торговли. На экспорт шли такие товары, как мёд, воск, пушнина (выделанные шкуры животных с ценным мехом). Продавались невольники; кольчуги, изделия из серебра и янтаря, льняные ткани. В Древнюю Русь ввозились металлы, оружие, краски. Ключевые крупные города строились на международных торговых путях. Важнейшим из них был путь «из варяг в греки», который брал начало в Варяжском, то есть Балтийском, море, вёл по реке Неве в Ладожское озеро и затем по реке Волхов к озеру Ильмень. После сплава по реке Ловать, которая вытекает из озера Ильмень, необходимо было преодолеть сухопутный участок. После чего оставалось только пройти по Днепру, который впадает в Чёрное море.

Религия

Восточные славяне были язычниками, то есть верили во множество богов, поклонялись силам природы и духам умерших. Язычество отражает быт славян. Наиболее известны следующие боги: Род – бог земли, Перун – покровитель князя и дружины, бог грома и молнии, Велес (Волос) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – богиня изобилия, Ярило – бог весны. В южных землях богом солнца был Хорс, в северных – Даждьбог. Но одного четко определенного пантеона не существовало, поэтому один и тот же бог в разных регионах мог осуществлять разные функции. В любом случае, данные по этому вопросу противоречивы. Языческий культ отправлялся волхвами и кудесниками в специальных местах – капищах. Там они совершали жертвоприношения – требы.

Славянская кухня. Первые злаки.

Славяне испокон веков занимались земледелием. Об этом, рассказывая о скифах царских и скифах-пахарях, упоминает еще Геродот в IV в. до н.э. Все археологические раскопки подтверждают эти сведения. Славяне успешно возделывали землю на всей территории своего расселения. Уже в глубокой древности они сеяли пшеницу, ячмень, просо . Пшеница и просо, как правило, употреблялись в пищу, а ячмень выращивалась в основном как кормовая культура или как злак, идущий для приготовления пива, хотя иногда его использовали и для приготовления простой муки, идущей на пресные лепёшки.

Надо заметить, что выращивали славяне пшеницу совсем не ту, что сейчас. Выращивали один из самых древних её видов – полбу . Помните, у Пушкина: «Есть же мне давай варёную полбу»? Полбу на самом деле в древности очень часто варили, причём использовали как целые зёрна, так и дроблёные и молотые (перетёртые). Собственно говоря, от тех действий, которые производили с полбой, и получила она своё второе название – пьшеница (от общеславянского корня *pьch-en «пихать», «толочь», «толкать», «тереть»). Когда это произошло, история умалчивает, известно только, что в старославянских и древнерусских памятниках письменности XI века слово это встречается очень часто.

Как вы думаете, что связывает пшеницу и просо? Да, да, да. Просо тоже пихали, толкли и терли, а крупу, которая получалась в результате всех этих действий, стали называть пшеном . Просо, в отличие от полбы, давало очень обильный урожай. Неслучайно именно просо стало у славян символом плодородия, и на свадьбах молодых осыпали именно просом, а не капризной на урожай пшеницей.

Когда славянские поселения продвинулись в северные районы, где пшеница плохо вызревала и давала небольшие урожаи, стали сеять также более неприхотливые рожь (жито) и овёс . Что самое удивительное – поначалу оба эти злака считались сорняками, мешавшими расти пшенице, просу и ячменю, но на севере именно рожь, овёс и ячмень оказались самыми устойчивыми и урожайными. Пшеница здесь росла плохо, а если не вымерзала и не вымокала, то давала совсем небольшой урожай. Красные колосья ржи в посевах пшеницы сразу были видны. Рудые, ржавые – всё это слова одного корня со словом рожь, — со временем они стали ассоциироваться с тем, что само является очень живучим и позволяет выжить человеку. Ржаной хлеб у славян, живущих в северных районах, стал более популярен, чем хлеб пшеничный. Он был более доступным и более дешёвым. Он стал поистине народным хлебом, а из пшеницы пекли только хлеб праздничный, ситный (из муки, просеянной через мелкое сито). Пшеничный хлеб постепенно стал доступен только в зажиточных домах.

Овёс поначалу использовался только как кормовой злак. В названии его нет ничего, что как-то бы выделило его особые качества. Корень этого слова индоевропейский (*auig-; ср.: латыш. auzas, латин. avena) и обозначает просто «злак». Таким несущественным он казался индоевропейцам, что они и не подумали дать этому растению более значимое название. Но насколько необходимым в быте славян оказался овёс! Им не только кормили лошадей, но из него готовили и вкуснейшие каши, кисели, на овсяной муке пекли блины и пряники, да и в медицине овёс оказался полезен.

Это были первые злаки, с которыми познакомились славяне и с которыми не расстаются по сей день. Уже в историческую эпоху славяне познакомились с гречихой и рисом, но рассказ о них будет дальше.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.

Гречиха попала к славянам вместе с татаро-монгольским нашествием. Родиной этого злака является Южная Азия: Индия, Непал, Пакистан, Китай. Отсюда гречиха попала на Урал и в Предуралье и кочевыми племенами тюрков была перенесена в Древнюю Русь. Произошло это около XIII века. Правда, не сразу это новое зерно прижилось у восточных славян. Не приняли его русичи от монголо-татар, но приняли от быстро перенявших сытную крупу греческих монахов, часто приезжавших в Русь по миссионерской надобности. Возделывать гречиху сначала стали при монастырях, в которых греческие монахи останавливались, а нередко и жили по нескольку лет. Сами они называли зерно татарским , но для русичей это была крупа греческая . Отсюда и название – греча , гречка, гречиха . С этим названием попала она и в Польшу ( gryka, hreczka ), а из Польши – в Германию, но уже с другим названием ( Buchweizen ). Впрочем, в Европу гречиха попала двумя путями: через восточных славян и поляков, а также через страны Малой Азии, куда воины Христа не раз отправлялись в свои крестовые походы. Именно потому, что гречиха впервые попала сюда из Малой Азии, называют её в Европе чаще сарацинской крупой или арабским хлебом .

Очень интересным является тот факт, что чехи и словаки (под немецким влиянием) восприняли новое зерно как зерно, пришедшее не от греков или поляков, а от язычников, что и отражается в их названии крупы – pohanka «языческая».

Известна эта крупа и южным славянам, также воспринявшим её от греков, но с греческим же корнем. Елда – называют её болгары, хељда – вторят им сербы и хорваты. А в греческом языке корень обозначает, не гречиху, один из родов хлеба. А ведь на самом деле гречиха по питательности ничем не уступает хлебу, испеченному из пшеницы, ржи или ячменя. И не только каши из греческой крупы варили, но и пресные лепешки с блинами из гречневой муки пекли.

В Европу гречиха пришла только в XV в., когда основные вкусовые традиции этих народов практически уже сложились. Видимо, поэтому сарацинская крупа на европейском столе является нечастым гостем. Зато у славян, познавшим её почти на два столетия раньше, она стала поистине национальным продуктом.

На Руси гречиха пользовалась особым почтением и вниманием. Существовал даже особый день, посвященный ей: 13 (26) июня – день Акулины Гречишницы. В этот день в сёлах обязательно варили мирскую гречневую кашу и раздавали её нищим. Почему? А вы почитайте сказку Н.Д.Телешова «Крупеничка». Там всё сказано. А Н.Д.Телешов не сам сказку придумал – пересказал народные сказы о прекрасной принцессе Крупеничке, похищенной татарами и превращённой каликой перехожей в гречишное зёрнышко о семидесяти семи зернах и развеянной ветром по семидесяти семи полям.

Что выращивали древние земледельцы?

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Читать еще:  Как выращивать огурцы в открытом грунте на юге россии?

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук. Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб. Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли и скот. Изначально свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян? Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия. Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы. На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу. На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

Фото с сайта kpfu.ru

Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  • Коса. Коса – это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  • Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по – другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  • Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  • Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  • Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  • Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  • Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  • Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая – молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  • Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.
  • Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

    Славянские земледельческие обряды.

    Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  • Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  • Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  • Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  • Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  • Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  • Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  • Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.
  • В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

    Славянский огород в древности, что на нем росло?

    Картошка? Еще в середине XIXвека ей было занято всего 1,5% сельхозплощадей страны. Помидоры? Они и в Европе на грядках и столах появились только к концу XIXвека. Морковь? Да, ее на Руси ели активно, но вовсе не тот голландский ярко-оранжевый сорт, который распространен сейчас.
    Необходимо восстанавить историческую справедливость и рассказать о том, что росло на древнеславянском огороде.

    Несомненный номер один. Важнейший русский (и не только русский — ту же роль «второго хлеба» до появления картошки он играл, например, в Средней Азии) овощ, опытные огородники умудрялись собирать за лето два урожая. Ранней весной сеяли белую репу — более скороспелую, но не так хорошо хранящуюся и не такую сладкую. Убрав ее в середине лета, сеяли уже более знакомую нам желтую репу, которая держалась в земле до заморозков. Она прекрасно хранится в погребе вплоть до Рождества.

    Лук кубастый

    Лука наши предки выращивали множество сортов — сначала зеленый лук и лук-порей, затем репчатый, шалот и батун. Все эти сорта известны и сейчас, а вот кубастый лук забыт. Выведенный ростовскими огородниками из обычного репчатого, он лишен остроты и может употребляться, как обычный овощ.

    Гибрид репы и капусты. По вкусу схожа с первой, но гораздо питательней и неприхотливей репы, поэтому особенно активно выращивалась в северных и северозападных регионах Российской империи. Не менее активно на русских огородах выращивали корень петрушки, пастернак, свеклу, редьку и редис (все это есть и сейчас, а вот о брюкве забывают) — корнеплоды хорошо хранятся, а это крайне важно в условиях долгих и холодных зим.

    Серая капуста

    Знакомая нам кочанная капуста выращивалась лишь зажиточными крестьянами — ведь она на грядках занимала куда больше места, чем капуста листовая, или серая, которая росла сплошным листовым покровом. Не такая сладкая и сочная, как кочанная, эта капуста целиком шла на приготовление крошева. Для него капусту мелко-мелко нарезали, укладывали с крупной солью в бочки, дно которых присыпали ржаной мукой. Всю зиму из крошева варили щи, называемые холопскими.

    Молодую зелень этих цветов с философско-автомобильным названием выращивали на салаты, начинку для ботвиньи, тюри и прочих летних яств с зеленью.

    Неприхотлив, нетребователен, растет буквально как сорняк — но из его стеблей готовили прекрасные кисели и морсы, варенье и начинку для сладких пирогов. Посмотрите внимательно — возможно, среди лопухов и одуванчиков на вашей даче тоже растет ревень.

    Главная масличная культура в средней полосе России, сейчас из-за заморского неестественного употребления запрещенная. Конопляным маслом заправляли каши и кисели, на нем жарили, с ним ели зелень или просто свежий ржаной хлеб.

    Листовая горчица

    Пряная зелень, напоминающая по вкусу горчицу и хрен одновременно. Листовую горчицу добавляли в окрошки и ботвиньи и ели так, с другой зеленью. Известная нам зерновая горчица появилась в России только в конце XVIIIвека, когда дикой горчице привили черенки горчицы немецкой. Немцы, собственно, это и сделали.

    Козлобородник

    Он же овсяный корень. К овсу, впрочем, не имеет никакого отношения — это родственник обычных садовых астр. Длинные белые, с легким рыбным привкусом корни растения крестьяне собирали по осени, варили, тушили и жарили, как и прочие многочисленные корнеплоды.

    История России

    План урока:

    Кто такие восточные славяне?

    Происхождение и расселение восточных славян невозможно изучать, не зная ответа на вопрос о том, что это за племена, где жили и чем занимались? Это группа племен, образовавшаяся между II и IV вв. н.э. в междуречье Днестра и Днепра.Территория расселения славян изначально пролегала между реками Висла и Днепр, но к указанному периоду времени началось Великое переселение народов, результатом которого стало постепенное вытеснение славян с занимаемых ими земель и разделение их на:

    • западных;
    • южных;
    • восточных.

    Ввиду отсутствия письменности, как таковой, о ранней истории существования и причинах расселения славян в Европе известно немного.

    Территория расселения восточных славян

    Как появились первые славянские племена?

    Славяне, как этнос, сформировались ко второй половине I тысячелетия до н.э. Но предки их поселились в Европе задолго до этого, примерно во II тысячелетити до н.э. На формирование новой народности и расселение славян в древности оказали влияние ираноязычные племена, а также балты, фракийцы, кельты и германцы.

    Ученые предполагают, что славянскую группу племен в древности также называли «венетами», «антами» или «склавенами». Эти названия применялись ко всем славянам или же к отдельным племенным союзам, выбравшим в качестве места расселения славян Восточную Европу.

    Венеты — этническое имя всех славянских племен. Название «анты» имеет индоиранское происхождение и переводится, как «живущие на окраине». Самих себя славяне антами не называли. Так своих соседей именовали ираноязычные обитатели Северного Причерноморья. Первое упоминание о «склавенах» встречается в трудах Йордана и Прокопия Кесарийского.

    Термином «склавены» славяне обозначали самих себя, это самоназвание.

    Связи между существующими обозначениями славян и с территорией расселения восточных славян в данном случае нет.

    Образование племенных союзов

    На разделении по территориальному признаку процесс разобщения славянского этноса не закончился. Всего в начале IX века образовалось не менее 13 восточнославянских племен, условно поделенные на:

    1. Северных (ильменских). В эту группу вошли племена кривичей и словен.
    2. Центральных. К ним отнесли дреговичей, радимичей и вятичей.
    3. Западных. Сюда вошли волыняне, белые хорваты и бужане.
    4. Южных. Эта группа племен состояла из древлян, полян, дулебов, северян, уличей и тиверцев.

    Все известные историкам племена подразделяются также по характеру политического устройства, этнографической и территориальной принадлежности, характеру украшений, типу захоронения и верованиям. Язык был общим, но присутствовали серьезные диалектические различия, из-за которых могли возникать трудности в общении.

    Каждое племя имело свой «град» — столицу или центр. У полян это был Киев, у словен – Новгород, кривичи считали своим градом Смоленск, половчане – Полотск, а древляне Искоростень. Общим градом несколько позже стал Киев.

    Племена славян в период расселения Восточной Европы постоянно соперничали за главенствующее положение на занимаемой ими территории, вели войны. Во время ведения боевых действий племя возглавлял князь. Ему подчинялась группа хорошо вооруженных людей, называющая себя дружиной. Все серьезные вопросы, касающиеся управления делами племени, ведало племенное или союзное вече.

    Вече – общее собрание всех проживающих в племени взрослых людей, преимущественно мужчин – глав семейств. На вече решали, где и когда сеять хлеб, кому объявлять войну, каковы будут условия мира.

    Изначально все славяне в период расселения Европы были равны, но обогащение отдельных членов племени за счет военных грабежей, привело к образованию родовой знати и возникновению неравенства. Постепенно участвовать в вече, стать дружинником или князем могли только самые родовитые и богатые.

    При покорении одним племенем другого, побежденные должны были платить дань. Размер ее определялся победителями и выражался в предметах быта, еде, вооружении, ремесленных изделиях, любых вещах, представляющих ценность.

    Народное вече

    Расселение славян по территории Восточной Европы

    На территорию Восточной Европы славяне проникли не сразу. Произошло это в VI-VII в. н.э. Изначально расселение славян в 6 веке затронуло лишь земли у Днепра, где сейчас располагается территория Украины. Постепенно территория расселения древних славян расширилась и они заселили низовья Волги, долины Днестра и Южного Буга (Молдавия) и здесь остались. Из Померании на северо-восток переселилась еще одна группа славянских племен. Здесь она столкнулась с варягами и осела, образовав новый град – Великий Новгород.

    Читать еще:  Как выращивать капусту белокочанную в открытом грунте?

    Из исторических источников известно, что великое расселение славян завершилось примерно к VIII-IX веку. К этому времени каждое племя занимало отдельную территорию, за обладание которой велись постоянные войны. Если бы в те времена существовала политическая или географическая карта, то расселение славян карта показала бы следующим образом:

    • вятичи – земли у Оки;
    • кривичи – Днепр, Западная Двина;
    • ильменские словене – Ильменское озеро;
    • радимичи – река Сож;
    • древляне – пространство между рекой Днепр и Припятью;
    • дреговичи – земли между Припятью и Березиной;
    • поляне – запад Днепра;
    • волыняне – Западный Буг;
    • бужане– река Южный Буг;
    • белые хорваты – Днестр и Висла;
    • дулебы – на востоке от белых хорватов;
    • северяне – территория Черниговской, Брянской, Курской и Белгородской областей;
    • уличи и тиверцы – земли вокруг Днестра и Восточно-Европейской равнины.

    Племена славян и места их расселения изучены достаточно хорошо. Археологические раскопки показывают, что крупнейшими племенами того времени были ильменские словене и поляне. Ильменские словене вели активную торговлю с соседями, были хорошо известны народам, проживающим на берегах Балтийского моря. Именно они оказывали наиболее сильное сопротивление нападениям варягов (норманнов). Карта расселения восточных славян, принадлежавших к племени полян, показывает, что они не гнушались присоединять к своим землям все свободные территории, со временем значительно расширив свои владения. Место расселения восточные славяне, принадлежащие к племени полян, выбрали наиболее удачное. По территориям, занимаемым полянами проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки».

    Проживающие в бассейне реки Ока вятичи также занимались торговлей. О радимичах и дреговичах историкам известно из сохранившихся летописей их более развитых соседей. Проживающие на границе с владениями диких народов Литвы дреговичи много от них переняли, в том числе и некоторые особенности разговорной речи.

    Уличи и тиверцы смешались с волынянами, до этого успев перенять привычки печенегов и половцев, чьи набеги причиняли им немало неудобств. Однородной массой восточные славяне в древности и при расселении не были. Расселение восточных славян кратко можно проследить по течению самых крупных рек в регионе. Если местность вокруг водоема подходила для занятия земледелием, то эту территорию обязательно занимало какое-то из племен.

    Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесла

    Происхождение и расселение славян повлияло на род их деятельности. Славяне в большинстве своем вели оседлую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством, что оказало заметное влияние на область расселения восточных славян. Земледелие велось двумя способами:

    1. Подсечно-огневым. Вплоть до начала IX века при обработке земли пользовались подсечно-огневым методом. Суть его заключалась в вырубке или выжигании леса для освобождения земли под поле. Образовавшиеся пни выкорчевывались, землю вспахивали и засеивали. Поле использовалось для высадки культурных растений вплоть до момента, когда почва начинала истощаться. Плохой урожай становился сигналом для смены поля. Происходило это примерно спустя 5-6 лет. При этом старое поле забрасывалось и зарастало кустами и деревьями, а процесс выкорчевки леса для подготовки новой пахоты повторялся. Этот метод был чрезвычайно неудобным. На подготовку нового поля уходил не один месяц. Приходилось задействовать труд всей патриархальной семьи, обычно состоявшей не менее чем из 20-30 человек. Метод был опасен, так как распространяющийся при сжигании деревьев огонь не всегда можно было контролировать. По мере расселения славян в Восточной Европе и появления новых оружий труда этот метод земледелия переставал использоваться.
    2. Переложным. Этот метод земледелия простой и менее затратный. Обработанное и использованное под выращивание растений поле не забрасывалось после истощения почвы. Его не засеивали, давая земле отдохнуть, но роста сорняков и кустарников не допускали. Пока одно поле находилось под «паром» (не засеянным) второе вскапывали и засеивали. По мере истощения почвы поля меняли местами.

    Происхождение и расселение славян в Европе, начиная с 9 века, изучено достаточно подробно. Найдены орудия труда, пути сбыта товаров. Известно, что для обработки земли пользовались деревянной сохой с железными наконечниками или ралом с железными лемехами. По мере развития земледелия появился плуг, в который запрягали лошадей или быков. Выращивали злаковые и овощи.

    Скотоводством занимались в основном на равнинах и в степях. Выращивали коров, коз, свиней, овец и лошадей. Последних использовали в качестве тяговой силы, а также средства перемещения (верхом на лошадях ездили воины).

    Крестьянин вспахивает поле

    Занятия ремеслом играли важную роль в жизни славян. Вне зависимости от племенной принадлежности, они делали оружие, орудия труда, посуду и украшения. Практически каждая женщина в племени умела прясть и ткать. Плотники, резчики по дереву и кости были в каждом доме. Мастера умело выделывали кожу, шили обувь, ковали мечи и доспехи. Украшения (серьги, браслеты, перстни, бусы) делали из кости или металла (серебро, золото, медь). Дреговичи умели делать бусы из металла с крупной зернью, пользовавшиеся большим спросом у соседей.

    Посуда в большинстве своем была сделана из глины. Она обжигалась в горне, украшалась насечками, наколами и налепами. До X в. практиковалась ручная лепка, но с появлением гончарного круга процесс автоматизировался. Это привело к появлению настоящих мастеров своего дела, умевших придать своим изделиям необычную форму и размеры.

    Охоте, рыболовству, собирательству и бортничеству (сбору меда из ульев диких пчел) также отводилось немало времени. Род деятельности по-прежнему был связан с половым и возрастным разделением. Так, женщины ткали и пряли, собирали ягоды, вели домашнее хозяйство.

    Молодые мужчины осваивали гончарный круг, становились кузнецами, бортниками, охотниками, рыболовами. Свой вклад вносили и дети. Они собирали грибы и ягоды для заготовки на зиму.

    Значительное место в жизни славян отводилось торговле с соседними племенами. Своих денег не было, потому использовали деньги, изготовленные в других странах. Практиковался и натуральный обмен ресурсами по принципу «ты — мне, а я – тебе».Расселение племен восточных славян и поспешное занятие ими ранее пустовавших земель, способствовало образованию новых взаимовыгодных торговых союзов.

    Религиозные верования славян

    Расселение племен славян едва ли отразилось на их верованиях. Восточные славяне были глубоко религиозны, но понятие о богах появилось у них не сразу. Язычеству или поклонению множеству богов предшествовало поклонение предкам и духам. Культ предков был тесным образом связан с родовым строем. Поэтому, отношение к ним было подобающим.

    Для живущих в тесных рамках патриархальной семьи было важно чувствовать поддержку не только живых, но и умерших родственников. Душа умершего должна была охранять покой живых. Славяне верили в то, что душа скончавшегося старейшего члена семьи становится домашним духом. Так появилась вера в домовых. Домашнему духу приносили подношения (жертву) в виде пищи (молоко, хлеб, фрукты).

    История расселения славян пестрит войнами, набегами и борьбой за власть, но память народа сохранила с той поры не только это, но и множество замечательных мифов и легенд.. Так, славяне верили, что в реке жили русалки и водяные, в лесах лешие и кикиморы, в поле обитал дух поля – полевик. Он появлялся в своих владениях ровно в полдень. Чтобы избежать с ним встречи славяне делали перерыв в работе и предпочитали на поле именно в это время не ходить. Духи в большинстве своем были враждебными, но никогда не трогали человека, принесшего им жертву. Отправляясь в лес, славяне оставляли еду для духа леса, рыбача, не забывали порадовать духа реки.

    Языческие боги

    Расселение древних восточных славян не могло обойтись без благословения богов. Поклонение богам занимало важное место в мировоззрении. Богов было несколько, но главными считались:

    • Перун – повелитель молнии, грозы и грома;
    • Ярило – бог земледелия, весеннего плодородия и плодовитости скота;
    • Стрибог – повелитель ветров;
    • Сварог и Хорс – оба являлись богами солнца, но Сварог занимал главенствующее положение;
    • Велес –иногда выступал в роли бога подземного мира, ему поклонялись скотоводы;
    • Мокошь – покровительница всех ремесел, которыми занимались женщины, в основном прядения (иногда ее почитали, как богиню плодородия).

    Для почитания каждого бога были выделены дни недели. Расселившиеся на территории Восточной Европы славяне храмов не строили, но у каждого племени было свое святилище, где приносили жертвы богам, и стояла статуя бога – идол. Идолов делали из дерева, глины, камня и даже металла. Идолопоклонством официально занимались вплоть до принятия христианства, но даже после этого старые верования никуда не исчезли. Расселение славян в 9 веке продолжилось, и они по-прежнему верили в то, что их покой зависит от милости Перуна, Ярилы или Сварога.


    Место поклонения языческим богам

    Виды хозяйственных занятий, быта и общественных отношений восточных славян

    • Кто такие восточные славяне
    • Как появились первые славянские племена
    • Расселение славян по территории Восточной Европы
    • Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)
      • Земледелие
      • Скотоводство
      • Бортничество
      • Охота и рыболовство
      • Ремесло
      • Торговля
      • Религия

    Восточные славяне являют собой одну из крупнейших групп родственных народов. Поэтому изучение их развития представляется важным для всей мировой истории.

    Кто такие восточные славяне

    Восточные славяне – это этноязыковая общность людей, говорящих на восточнославянских языках: белорусском, русском, украинском.

    В Европе эта общность является наибольшей из имеющих коренное происхождение, изначально проживавших на европейском континенте.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Существует много версий происхождений термина «славяне». Согласно самой популярной из них, он произошел от слова «склавены» — так древние представители этой общности называли самих себя.

    Как появились первые славянские племена

    Появление славян как этноса относится ко второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Ранее, во втором тысячелетии до нашей эры существовала единая индоевропейская группа, которая позже распалась на:

    • прогерманцев;
    • иранские, индийские народы;
    • балтославян.

    Примерно в середине 5 века до нашей эры балтославяне разделились на балтов и славян, а к началу 5 века нашей эры славяне поделились на три территориальные группы:

    • южную, объединившую жителей Балканского полуострова;
    • западную, представлявшую центральную Европу;
    • восточную, образовавшуюся из славян, проживавших на территории восточной Европы.

    Считается, что катализатором процесса формирования первых славянских племен стало уничтожение греческого и скифского государств гуннами.

    Расселение славян по территории Восточной Европы

    В современной истории рассматривается 2 основные версии расселения славян по Восточной Европе:

    1. Миграционная, предполагающая миграцию из других регионов: с Балтийской территории, из области Дуная.
    2. Автохтонная, утверждающая изначальное формирование этноса в пределах восточноевропейской равнины.

    Из общепризнанных исторических источников известно, что в 6-7 веках восточными славянами были заняты территории от Поволжья на востоке до Карпат на западе, от берега Черного моря на юге до Ладожского озера на севере.

    Автором автохтонной теории является историк Рыбаков. Миграционную версию в свое время активно поддержали историки Ключевский и Соловьев.

    Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)

    Большинство племен древних славян вело оседлый образ жизни. Это условие определило их главные занятия – земледелие и скотоводство. Кроме того, многие из них успешно осваивали рыболовство, охоту, укрепляли свое положение развитием ремесленного производства.

    Земледелие

    Заниматься земледелием было экономически выгодно, так как славяне селились в лесных и лесостепных зонах. В зависимости от расположения племени в той или иной зоне, выбирался вид возделывания почвы:

    1. Подсечно-огневой, предполагающий вырубку делянок на лесных участках, сожжение деревьев, использование золы в качестве эффективного удобрения.
    2. Переложный, когда в течение 2-5 лет засеивали один участок, а после истощения почвы переходили на другой.

    Такими способами выращивали зерновые и бобовые культуры, пшеницу, рожь, лен, коноплю.

    Основными орудиями земледельцев выступали деревянный плуг, соха, рало.

    Скотоводство

    Скотоводство славян имело тесную связь с земледелием. Проживающие в лесах разводили незаменимых в хозяйстве лошадей, мулов. Для жителей степей было свойственно разведение свиней, мелкого рогатого скота.

    Занятие скотоводством позволяло обеспечивать жителей мясом и молоком. Сильных животных использовали в качестве мощной рабочей силы: для вспахивания земли, транспортировки древесины.

    Бортничество

    Бортничество – это исторически сложившийся вид пчеловодства, при котором мед собирают не в ульях и колодах, а в дуплах деревьев.

    Термин происходит от слова «борть». Им называли дупло, где проживала семья диких пчел. Дупла могли быть специально созданными или сформировавшимися естественным путем. Если дупло делали специально, то выдалбливали его на высоте от 4 до 15 метров, а внутрь помещали специальные укрепления для сот.

    Бортничеством занимались, в основном, мужчины. А назывались они бортниками.

    Охота и рыболовство

    Занятость населения всегда определяется местом жительства. В древности эта тенденция прослеживалась особенно четко. Так, проживавшие вблизи лесных участков занимались охотой, добычей дичи. Обосновавшиеся у водоемов отдавали предпочтение рыболовству.

    В качестве орудий охоты использовались рогатины, копья с обоюдоострыми наконечниками, колья. Рыболовы стремились обзавестись самодельными удочками из длинных веток и свитой из конского волоса лески, сетями, неводами.

    Ремесло

    Предпосылкой к развитию ремесленничества у древних славян было стремление наладить быт. В хозяйстве требовались топоры, серпы, мотыги, плуги. Для приготовления еды необходима была посуда, для рыбной ловли – лодки, ладьи, плоты.

    Известно, что мужчины в славянских племенах занимались:

    • ковкой;
    • гончарным делом;
    • обработкой древесины;
    • резьбой по камню;
    • выделкой кожи, мехов.

    На долю женщин выпадали ткацкое ремесло, изготовление разнообразных украшений и игрушек для обмена, прядение.

    Торговля

    Основной характеристикой торговли у восточных славян являлся прямой обмен между племенами. В ход шли выделанные кожа и меха, пушнина, мед, воск, гончарные изделия.

    В 7-8 веках славяне приблизились к налаживанию внешних экономических связей. Наметилось образование торговых отношений с государствами Востока, Прибалтики, Византией. Обмен начал расширяться: взамен произведенных собственными силами товаров славяне получали вино, плоды, янтарь, соль, золото, которое можно было характеризовать как драгоценность.

    Религия

    Историки утверждают, что восточные славяне были людьми глубоко религиозными. Подтверждением тому является поклонение предкам, умершим родственникам, духам, а затем и языческим богам:

    • повелителю молний Перуну;
    • покровителю земледельцев Яриле;
    • богу солнца Сварогу;
    • хозяину ветров Стрибогу;
    • идолу скотоводов Велесу.

    У славян не было храмов, но каждое племя имело собственное святилище – место, где стояли статуи богов и приносились в жертву животные.

    Восточные славяне

    Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

    А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

    – Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

    – Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

    – Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

    Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

    Территории и племена восточных славян

    Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

    Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

    Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

    Племена

    Места расселения

    Города

    Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

    Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

    Севернее Западной Двины и верховья Волги

    Южнее Западной Двины

    Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

    Южнее реки Припять

    Селились южнее древлян, у истоков Вислы

    Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

    Жили восточнее белых хорватов

    Территория между Прутом и Днестром

    Между Днестром и Южным Бугом

    Территории вдоль реки Десны

    Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

    Вдоль истоков Оки и Дона

    Занятия восточных славян

    К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

    Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

    Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

    В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

    Общественный строй и племенные союзы

    Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

    Читать еще:  Как выращивать сладкий перец в домашних условиях?

    Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

    В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

    Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

    VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

    Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

    Соседи восточных славян

    В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

    Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

    Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

    Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

    В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

    Набеги кочевников

    Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

    Обычаи и верования восточных славян

    Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

    У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

    В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

    Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

    Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

    Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

    Хозяйство восточных славян

    Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома — в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.

    В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.

    Как уже упоминалось ранее, основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.

    Системы земледелия вначале сильно отличались у славян, живших на севере и на юге. Там, где росли густые леса, преобладала подсечно-огневая система. Сначала деревья подрубались, и целый год постепенно засыхали. На следующий год высохшие деревья сжигались, и в золу сеяли зерно. Иногда землю предварительно распахивали, но чаще всего не делали и этого. Хорошие урожаи такие участки давали только в течение трех-четырех лет. Затем участок забрасывали и вырубали новый. Именно с такой крайне неудобной системой, требующей огромного количества земли, и была связана малонаселенность первых славянских поселений. Основными же орудиями труда на севере были топор-мотыга, заступ, борона-суковатка.

    На юге, с его теплым климатом и плодородными почвами, основной системой земледелия был перелог. Ралом, а позднее деревянных плугом с железным лемехом, распахивали землю. Когда участок истощался, переходили на другое место. Однако очень скоро обе эти системы уступили место пашенному земледелию.

    И на севере, и на юге славяне жали созревшие хлеба серпами. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

    Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне — лошади, в черноземной — волы); без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне, от скота получали и шерсть и кожи. Восточнославянские народы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу. Меньше разводили уток и гусей, но почти обязательно в каждом хозяйстве держали кур.

    Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу.

    В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные «рубашки» из мелких металлических колец — кольчуги.

    Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество — сбор меда диких пчел.

    Но помимо земледелия славяне занимались и обработкой металла (кузнечное дело), производством керамических изделий. Не чужды им были также ювелирное, камнерезное, столярное ремесла. Находившиеся в наиболее удачных (с точки зрения возможности торговли) местах поселения превращались в города. Также становились городами и княжеские крепости. Древнейшими городами Руси являлись: Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров. По мнению ученых, к началу IX в. на территории Руси насчитывалось около 30 городов.

    Город возникал обычно на холме или на месте слияния двух рек, что было связано с торговлей. А торговые связи между славянскими и соседними племенами были достаточно отлаженными. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало всех солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами, полотном, скотом и медом, воском и рабами.

    Основных торговых путей, проходивших через Русь, было два: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным; а через Карпаты торговые пути вели в Прагу, в германские города, в Болгарию, в страны мусульманского мира.

    Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

    Фаза Подъем. (Молодость).

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

    (Образование восточнославянского этноса.)

    Образование славянской нации.

    Покорение сарматами венедов ( праславян ) благоприятно сказалось на их развитии. Симбиоз двух народов, а затем и смешивание народов привели к появлению новой этнической реальности — славяне.

    Развитие производительных сил у славян.

    Исследователи отмечаю рост производительных сил во 2 веке у формирующейся славянской нации. Славяне были знакомы с железными орудиями ранее, но их интенсивное использование началось только во 2 веке. Вероятно, с качественными железными орудиями их познакомили сарматы, они и обучили славян кузнечному делу. Качественным железом славяне были обеспечены благодаря тесным контактам с Древним Римом. Славяне сами научились выправлять железо. Железо позволило расширять пахотные земли; вырубались леса, затем вспахивалась земля плугом с железным лемехом. Урожай убирался с использованием серпа.

    Стали славяне применять подсечную систему земледелия, при которой железным топором вырубались леса и после легкой вспашки прямо в золу производился посев. В результате в течение первых лет собирались большие урожаи. Вспашку земли прекращали, когда урожай уменьшался, оставляли поля и производили на них выгон скота, скот удобрял покинутые поля. Из домашнего скота разводили коров, лошадей, овец, свиней и коз,

    Новые участки леса вырубались под пашню. Славяне выращивали рож , пшеницу, ячмень, овес, горох, просо, репу. Выращивали технические культуры: лен, конопля.

    Кочующие земледелие».

    В результате применения подсечной системы земледелия, поле давала хороший урожай зерновых 3-4 года, затем в поле ничего не сажали и использовали для выгона скот. Новый участок давал хороший урожай зерновых 3-4 года, и опять через указанный срок шло освоение нового участка, благо в это время вся Восточная Европа густо заросла лесом. Таким образом, на первый участок славяне возвращались приблизительно через 20 лет, т.е. сменив 6-7 участков, если они в своей хозяйственной деятельности двигались по кругу. В реальных условиях никто не поддерживался определенных правил : в каком направлении выбирать новый участок для земледелия. Выбирали участок в том направлении, где был более ровное место и густой лес, и не было соседей.

    В результате кочевали славяне по всей Восточной Европе.

    Император Троян завоевывает Дакию.

    Унизительный мир, заключенный с даками Домицианом , продолжал действовать. Чтобы обезопасить границы Траян совершил поход против Децебала . Траяном была взята крепость Апула , защищавшая подходы к столице даков Самизегетузе . Децебал был вынужден заключить мир на выгодных для Рима условиях.

    Но даки стали готовится к новой войне с Римом.

    В 105 г. даки большими силами атаковали римские пограничные укрепления около моста через Дунай, но их штурм был отбит.

    В 106 году Траян возобновил войну с Дакией с целью присоединения Дакию к Риму. Троян разбил войска даков ; начались массовые самоубийства населения дакских городов, которое предпочло смерть унизительному рабству. Децебал тоже покончил жизнь самоубийством. Дакию присоединили к Римской империи. Большинство население Дакии обращено в рабство.

    Завоевание Дакии имела не только политическое значение для Римской империи, но и экономическое.

    До тех пор пока Дакия оставалась независимой, невозможно было обеспечить достаточное снабжение римской армии и городов в нижнем течении Дуная продовольствием из земледельческой Скифии , т.е. от венедов (славян). Земли, заселенные славянами, римляне включили в сферу своих экономических интересов. Они в обмен на топоры, и другие орудия труда, а так же вино, оливковое мало… получали зерно и скот.

    Чтобы эти поступления были регулярными, завоевав Дакию, римляне стали устанавливать контроль над греческими городами на Черноморском побережье.

    Построен мост через Дунай.

    Под руководством архитектора из Дамаска Аполлодор был построен мост через Дунай, возле современных «Железных ворот» на Дунае. Огромный мост опирался на 20 гранитных быков соединенных каменной аркой.

    Дакия при Андриане.

    Покоренная римлянами дакская ( сарматкая ) аристократия быстро переняла культуру и обычаи римлян и стала давать своим детям римские имена, помогала устанавливать римлянам порядок на завоеванных территориях. Народ в целом не принял римское владычество, есть косвенные подтверждения тому, что римляне путешествующие по провинции Дакия подвергались нападению. В провинцию вторгались сарматские племена из непокоренных римлянами областей.

    В целом в Дакии была другая система хозяйствования, чем в других провинциях Рима.

    Крупного землевладения не было и рабовладения не было. Здесь преобладали небольшие виллы и села-общины с нероманизированным населением .

    Император Андриан укрепляет границы Римского государства.

    Свою жизнь Андриан посвятил укреплению императорской власти и бюрократизации Римской империи.

    Первым шагом его деятельности было укрепление границ и налаживания мирных торговых связей с соседями.

    Император сам лично следил за укреплением рубежей.

    Большое внимание уделял укреплению дисциплины в армии. В армию стали принимать новобранцев независимо от их принадлежности к римскому гражданству – этим ему удалось доукомплектовать численный состав армии. Разница между римлянами и провинциалами стала исчезать. Богатство и личные заслуги при Андриане стали цениться больше, чем знатность.

    Середина 2 века.

    Император Пий усмиряет варваров.

    Императору Пию пришлось вести пограничные войны в различных районах империи. Он воевал с кельтами в Британии, прорвавшими укрепления на Андриановом Валу. Воевал в Мавритании и подавил восстание даков .

    Римляне взяли под свой контроль греческие города в северном Причерноморье. В главный торговый город Северного Причерноморья Ольвию Понтий Пий направляет в войска на помощь восставшим грекам и занимаю город, с варварами подписывается мирный договор, греки, взятые в заложники, были освобождены.

    Середина 2 века.

    Скифы, сарматы, венеды, венты, винды , склавины , анты, …

    Так называли римляне не германские племена обитавшие за Дунаем, в областях, где в нестоящее время проживают славяне.

    Первое упоминание о древних славянах содержится в трудах римского историка 1 века н.э. Плиния Старшего, сам он служил в Германии. Он сообщает, что далее за землями занимаемыми германскими племенами, живую негерманские племена, эти земли историк назвал Скифией , а Балтийское море он назвал Скифским. Он утверждал, что одно из племен в Скифии называется венеды.

    Древний Римский географ Птолемей, писавший в период с 160-180 гг. н.э. называл всю территорию от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сарматией , а Балтийское море – Сармарским морем.

    Между тем противоречий между римским ученым, жившим в 1 веке и ученым, жившим в середине 2 века нет.

    Скифию в конце 1 века до Балтийского моря покорили сарматы и стали там хозяевами.

    Из Римских источников мы так же узнали, что крупного землевладения Дакии не было и рабовладения не было. Здесь преобладали небольшие виллы и села-общины с нероманизированным населением.

    Сарматами римляне называли тех, кто ездил на конях, тех, кто передвигался пешком, называли венедами.

    Сарматы как раз и жили на виллах, а в селах-общинах жили покоренные ими венеды.

    Венеды с утра до ночи занимались свои хозяйством, выращивая сельхозпродукты и ухаживая за скотом, за властвующими над ними сарматами были так же важные функции в этом симбиозе, они следили за порядком в своем хозяйстве, занимались судебными разбирательствами, и самое важное защищали села-общины от разорения внешними врагами. Все военные и дипломатические контакты с внешним миром были у сармат, через них шла торговля, они продавали римлянам зерно, пушнину, скот…и снабжали села топорами, лемехами, солью…

    Венеды так же платили налоги римлянам в Дакии. Таким образом, своим хлебом венеды кормили и сарматов и римлян.

    Те славянские ( сармато-венедские ) племена, которые были за пределами Дакии, не были под защитой римского оружия и подвергались нападению, как германских племен, так и степных кочевников. Германцы осуществляли «охотничьи экспедиции» в лесные гущи для захвата венедов, чтобы затем их продать римлянам в рабство, отбирали, конечно, они у славян все, что находили ценного, в первую очередь зерно.

    Готы атакуют славянские племена в Польше.

    В 155 году три корабля готов с острова Сканза (Готланд) вошли в устье Вислы и напали на славянские племена, цель военной экспедиции была грабеж славян. Так начинались регулярные нападения готов на славян. Корабли с добычей изначально возвращались на остров Готланд, что обеспечивало жителей острова продовольствием.

    Война с варварами.

    Придунайские области подверглись нападению варварских племен. Вместе с германскими племенами ( квады , маркоманны …) на Римскую империю напали сарматы, язиги …

    Ведение войны сопровождалось с большими трудностями. Военные действия пришлось вести во многих областях придунайской границы. Финансы пришли в расстройство из-за того, что чума опустошила многие области римской империи.

    Для войны Марк Аврелий вынужден был набирать воинов даже среди гладиаторов.

    Сначала римлянам удалось разбить маркоманов , затем квадов , а потом сарматов. Римляне решили, после победы над варварами, установить за Дунаем римские гарнизоны. Началось массовое переселение варваров на опустошенные чумой римские области (преимущественно в пограничной полосе) на правах колонов.

    Археологи определили ареол расселения славян к концу 2 века. В это время славянский мир стали распадаться на три этнокультурных области.

    Черняховская культура, непосредственно примыкающая к Дакии и Причерноморью, входила в сферу экономических интересов Римской империи, на это территории и формировался этнос Восточные славяне в результате скифо-сарматского (ирано-славянского) симбиоза. На севере западе Сарматии , в среднем течении и в верховьях Вислы, хозяйничали германские племена, при участии которых сформировалась пшеворско-зарубетская культура. Это были племена вандалов ( нагариавалов ), бургунды, маркоманны , квады … Н а севере Польши, в нижнем течении Вислы, готы ( гуттоны ), покорив местные племена, к концу 2 века создали поморско-мазоветскую культуру.

  • Формирование Черняховской культуры.
  • Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки.
  • голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector